Что ждёт дебальцевскую стоматологию?

16


Что происходит с медициной города непонятно даже самим специалистам. С одной стороны, без реформирования отрасли в целом не обойтись, однако с другой… помните, самое страшное китайское проклятие – чтоб ты жил в эпоху перемен. Вот и живем. В один день из участкового терапевта подготовить семейного врача можно разве что по волшебству. В мире материальном сделать это не получится и за год. Одно дело перепрофилирование, другое – изменение ментальности. Впрочем, речь пойдет не об этом. На фоне свершившихся преобразований оказалось, что Дебальцево у области на правах пасынка. В частности, как выяснилось, скорая помощь и не скорая вовсе. Областные и всеукраинские СМИ, а вместе с ними и мы, осветили проблему в самых пессимистичных тонах. Так ли обстоят дела, и насколько местные органы власти могут влиять на положение дел в Дебальцевской подстанции Енакиевской станции скорой медицинской помощи, мы спросили у начальника отдела здравоохранения городского совета Натальи Карабуты.

– Мне трудно сегодня судить о материальной и технической состоятельности Дебальцевской подстанции, – заметила начальник здрава. – Ведь после того, как наша «скорая» в 2012 году перестала быть юридическим лицом, мы не видим ни уровня финансирования, ни степени проблем.

– То есть, фактически на ее работу Вы повлиять не можете?
– Прямо – нет. С одной стороны, казалось бы, проблем меньше, но с другой – речь идет об обслуживании дебальчан. Скажу лишь, что подстанции передано пять машин скорой помощи. Одна из них новая, а четыре другие – с огромным техническим износом. При этом на сегодня закуплены дефибрилляторы, которые мы не могли приобрести в течение многих лет. Каждый год потребность вносилась в Программу социально-экономического развития, но из-за дефицита денег оставалась нереализованной. К тому же, замечу, жалоб на работу неотложки у нас нет.

– Может, просто люди молчат?
– Почему же? Я сама недавно вызывала скорую к маме (кстати, не представляясь начальником здрава или работником исполкома), у нее было высокое артериальное давление. На улицу Калинина, где она живет, бригада прибыла за 11 минут с момента вызова.

– Наталья Евгеньевна, а что ждет стоматологическую поликлинику? Слухи относительно того, что переведут в Центральную городскую больницу, сделав ее отделением, не утихают. Так ли на самом деле?
– На сегодняшний день она остается на месте. По крайней мере, так будет, пока стоматполиклиника – в ведомстве города. Как сложится дальше, когда ее передадут в область, неизвестно. Есть два варианта решения проблемы: то ли она становится коммунальным неприбыльным предприятием, сокращая затраты на содержание здания, заняв, допустим, один первый этаж; то ли – отделением больницы интенсивной терапии.

– А нельзя ли предложить организовать на базе поликлиники хозрасчетное предприятие, зарабатывающее самостоятельно? Ведь лечение зубов считается довольно прибыльным коммерческим направлением медицины.
– Сами стоматологи считают, что самоокупаемость невозможна из-за ограниченного количества пациентов в силу малого числа жителей. В любом случае, вопрос решится к концу текущего года, и, что понятно теперь, – области не нужны все (включая и ЦГБ) здания. А наша задача – сохранить помещение в центре города с целевым назначением. Например, разместив на одном из этажей амбулаторию.

– А не случится ли так, что дантисты просто уйдут в свой бизнес, как это уже сделали некоторые их коллеги. Где тогда брать специалистов?
– Если кто-то решит заняться частной практикой – это его выбор. Что же касается врачей, то к нам постоянно посылают интернов. Но сегодня, учитывая и без того нехватку бюджетных денег даже на заработную плату, расширять штаты нет возможности.

– Наталья Евгеньевна, сколько не хватает денег, чтобы до конца года финансировать так называемые «защищенные» статьи расходов?
– Зарплатой и энергоносителями не обеспечены 2,5 месяца. В частности, на вторичный уровень (больницы) до конца года не хватает свыше 3 млн. гривен на зарплату и 1 млн. 200 тыс. грн. – на энергоносители. Что делаем? Люди оформляют отпуска без содержания, стараемся экономить уголь и электричество.

Валентина Покорчак