Светлодарск – украинский город возле Дебальцево. Впервые я оказалась в Светлодарске в августе 2014 года. Было уже темно, мы ехали из Дебальцево, города, который находился под беспрерывными обстрелами. Светлодарск был убежищем. В Дебальцево не было электричества – в Светлодарстке приветливо светили окна. В Дебальцево были закрыты все магазины – в Светлодарске они работали, и там иногда раздавали продуктовую помощь. Жители называли его Светлик, произнося это слово с нежностью и непостижимым легкомыслием.
Гостиницы Светлодарска предоставляли жителям окрестных городов и сел бесплатные номера. Уже летом 2014 года город был переполнен беженцами. Свободных мест не было ни в одном отеле.
Тогда мне показалось, что жители относятся к этому городу с особой теплотой. Посреди ужасов войны, вплотную прилегая к разрушениям, Светлодарск казался уютным, даже счастливым, притягательным. Всякий раз приезжая сюда, я чувствовала, что здесь можно укрыться, что рядом незнакомые люди, которые не оставят меня в беде.
В 2014-2015 – летом, осенью, зимой, а затем весной – врачи местной больницы самоотверженно лечили наших военных. Сейчас больница разбита, но врачи продолжают работать.
Оказывается, продолжают работать БЕЗ ЗАРПЛАТ.
Вот уже 6 месяцев зарплаты в Светлодарске не выплачиваются никому.
Юридически город был подчинен Дебальцево, но ему повезло остаться на украинской территории.
Юридическая подотчетность стала поводом для того, чтобы наша бюрократия оказалась не в состоянии выплатить зарплаты врачам, учителям, работникам социальных служб, всему государственному сектору. На протяжении 6 месяцев. Начиная с февраля. У линии фронта.
В больнице нет окон, один ее корпус взорван, но она продолжает работать – благодаря медикаментам Красного креста и небольшой помощи международных правозащитных инициатив, в том числе, благодаря моим друзьям из Восточной правозащитной группы, с которыми я тут побывала впервые. Все это время и сейчас врачи идут на работу под обстрелами – здесь никому не отказывают в медицинской помощи.
И все же. Город охватило отчаяние. Здесь живут дети, но школы могут не открыться в сентябре – ведь не было никаких начислений в бюджет города. У врачей тоже заканчиваются последние резервы.
Светлодарску необходимо финансирование! Элементарная зарплата спасает жизни, когда рядом продолжается война. Неужели это нужно объяснять?
К зиме в больнице нужно застеклить окна – если украинских чиновников действительно волнует участь наших военных и других больных! Сейчас военных привозят сюда почти ежедневно.
Євгенія Белорусець (художниця, авторка, громадьска активістка)