В Дебальцево 10 февраля 2015 года трагически погиб один из лучших офицеров украинской милиции, начальник Дебальцевского горотдела Евгений Юханов. Диверсионно-разведывательная группа боевиков предприняла попытку захвата горотдела. Правоохранители совместно с бойцами батальона спецназначения МВД Украины “Артёмовск” дали отпор диверсантам, которые не ожидали такого активного сопротивления. В том бою не стало 38-летнего Юханова.
Фото Евгения Юханова стоит в кабинете начальника полиции Донецкой области Вячеслава Аброськина, а у коллег, которые знали полковника милиции, до сих пор не поднимается рука удалить из телефона его номер. Кажется, еще немного – и услышишь его всегда бодрый голос. Он был на связи днем и ночью, готовый прийти на помощь, все эти несколько месяцев ада он буквально жил в горотделе.
В те дни город уже покинули все органы власти, и только милиция оставалась рядом с жителями, взяв на себя функции по спасению людей. Евгений Юханов с горсткой подчиненных бесстрашно работали на линии огня, разбирали завалы домов, вывозили из зоны обстрела выживших жителей и тела погибших, находили и привозили гуманитарную помощь – хлеб, воду, лекарства, боролись с мародерством.
Не растеряться, не паниковать, выжить в “горячей точке” и сохранить железную дисциплину личного состава герою помогал опыт и закалка боксера – в юности милиционер выигрывал соревнования, завоевывал кубки. Сейчас спортивные награды офицера находятся в музее Главного управления Нацполиции в Донецкой области.
В начале 2014 года, когда Донецкую область захлестнула волна террора, Евгений Юханов возглавлял милицию общественной безопасности ГУМВД Украины в Донецкой области. Милиционер не изменил присяге и честно выполнял свой долг, защищая жителей от массовых беспорядков, вызванных пророссийскими силами. Во время захвата областной прокуратуры в Донецке правоохранитель получил серьезные травмы, сообщает Отдел коммуникации ГУНП в Донецкой области.
– Сначала начали бросать камни, потом пошли в ход шумовые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Милиционеров вытягивали из оцепления, в основном на тот момент там были молодые 18 – 20 лет, их валили, били. Его одного из первых сбили с ног, начали избивать. Он был сильно ранен и долго лечился, – рассказывает коллега Евгения, Артем Кисько, бывший тогда начальником криминальной милиции Донецкого горуправления, а ныне – начальник управления криминальной милиции ГУНП в Донецкой области.
После лечения, в августе 2014 года Евгений Юханов был направлен в Дебальцевский горотдел милиции для налаживания работы. В то время милиции там фактически не существовало, здание горотдела было брошено, сотрудники, которые еще оставались, были дезориентированы и разобщены.
За короткое время ему удалось сплотить коллектив горотдела, который работал как часы.
– Это порядочный человек, который переживал за людей, за детей, не останавливался никогда. Раз в месяц полностью вылетали стекла вгоротделе, он продолжал их ставить, стеклопакеты невозможно было найти в то время там, в Дебальцево, но он ставил их, чтобы в здании работали люди, чтобы люди видели, что есть милиция, которая готова им прийти на помощь, – отмечает начальник ГУНП в Донецкой области ВячеславАброськин.
Наступление российско-террористических сил личный состав под началом Евгения Юханова встретил в полной боеготовности. В этом была заслуга тогда еще подполковника Юханова – он был лидером, способным вести за собой людей, сотрудники без разговоров доверили ему свои жизни. Самым главным для Евгения Юханова были люди. Он никому не отказывал в помощи.
– Мы видели в нем лидера. Ни разу ни скула не дрогнула. Он брал ответственность за весь личный состав. Любую судьбу человека готов воспринимать как свою. Он всех бабушек выслушает, раздал телефон всем жителям, проникся проблемами Дебальцево, – вспоминает Игорь Небаба, коллега и друг Евгения Юханова, а сейчас – начальник Волновахскогоотдела полиции.
При первых же артударах террористов милиция взяла за правило – выезжать на место обстрела, спасать тех, кого было еще можно, и вывозить тела погибших. В один из дней было повреждено сразу 150 домов, погибали целые семьи.
Позже, когда перестали работать магазины, исчезли свет, вода и газ, – дебальцевские милиционеры привозили вещи первой необходимости в обстреливаемые районы, чтобы люди не рисковали собой, бродя по городу в поисках пропитания. Тогда из 160 сотрудников осталось всего около 40 – самых стойких и верных долгу.
– Мы развозили гуманитарную помощь, ездили, где линия передовая, Евгений Георгиевич всех заставлял беречься, а сам не надевал ни бронежилет, ни каску. Вместе с начальником областного главка Вячеславом Аброськиным договаривался за воду, за продукты питания. Один раз нам пришла гуманитарка, и мы с “Соколами” проводили колонну из 2 машин на пункт МЧС для раздачи, и в этот момент начался обстрел гуманитарного конвоя, все повыбегали из машин, я говорю Евгению Георгиевичу: “давайте в туннель”. Он говорит: “стой на месте, за нами ангелы-хранители, значит,за нас молятся и переживают”, – рассказывает Юрий Буздуган, бывший сотрудник Дебальцевского горотдела милиции, а сейчас – полицейский ГУНП в Донецкой области.
Очень тяжело Евгений Юханов переживал смерти детей. Когда при взятии тогда еще нашего Углегорска террористы прямой наводкой уничтожили частный дом, в котором находились дети, он не мог говорить: от мальчиков 7 и 11 лет мало что осталось, 8-летняя девочка осталась калекой.
Милиционер сделал все, чтобы уберечь детей. Благодаря Евгению Юханову в январе 2015 года, когда начались самые тяжелые обстрелы, удалось спасти десятки детей – по инициативе генерала Аброськина они были вывезены в Днепропетровскую область, где могли жить и учиться в безопасности.
– В тот период боевики по 24 часа обстреливали город из установок “град”, я оставался ночевать, мы с Евгением Юхановым ночевали в кабинете. Его подвиг – это вывезенные дети. Просто вывезти мало. Ведь не было ни связи, ни возможности организовать сбор. Сотрудники ночью обходили дома, указывали точку сбора, и на следующий день мы их вывозили. Таким же образом мы вывозили и обыкновенных жителей, нельзя сказать, что мы приехали, кинули клич, и все собрались. Нет, это была большая работа по убеждению людей, – подчеркнул генерал Аброськин.
Вскоре кольцо вокруг Дебальцево замкнулось. В эти дни в осажденный город удалось пробраться спецгруппе главка милиции.
– Это было чудо. Мы проехали кордон – военнослужащие были с опознавательными знаками Украины, желтый скотч. Только когда мы проехали, поняли, что это уже были российские военные, – рассказывает Артем Кисько, который был старшим группы, и вспоминает тот страшный день, 10 февраля, когда остановилось сердце боевого товарища, и с риском для жизни милиционеры вывозили его тело. – Мобильной связи не было, город подвергся сильнейшему обстрелу, но не было паники у сотрудников. Город был уже перемешан: здесь наше, а здесь “днр”. Женя поехал, прошло 30 минут. Его нет. Начали переживать. Вскоре позвонили бойцы и говорят: нашли труп в бушлате на обочине. Сердце екнуло, мы поняли…. С Небабой заехали в Артемовск, эта трасса простреливалась. Минометы били без передыху – не могли в укрытие доползти. В снегу 2 часа пролежали. Артобстрел шел до глубокой ночи. Пока нас не было, генералу доложили, что мы тоже погибли. Только на следующий день мы на бронетехнике доехали до места…
За героическую работу без оглядки на смертельный риск Евгений Юханов получил звание полковника. Это было 8 февраля, за два дня до гибели.
– Я позвонил ему поздравить, и он сообщил мне, что у него Назар впервые пошел, и я чувствовал, что он думает: “жаль, что я не увидел его первые шаги…” Для него это были в один день две радостные новости, – вспоминает Юрий Буздуган.
Евгений Юханов похоронен в пгт Мангуш под Мариуполем, где его семья жила в последнее время. У героя осталась любимая жена и двое маленьких детей – 7-летняя Ева и Назар, 2,5 лет, которые всегда будут гордиться своим папой.
Напомним, недавно местные власти заверили, что в ближайшее время одна из улиц посёлка Мангуш будет носить имя Евгения Юханова…