Советская ловушка для иммигрантов: как Дебальцево стал ссылкой для семьи американцев

561
Фото из домашнего архива Вайнеров. На снимках: Лидуся с мамой и тетей; Михаил Вайнер (в центре) в США с друзьями.


В Дебальцево, как оказалась, есть своя трагическая история обмана советской коммунистической пропагандой западных иммигрантов. Что стало известно о жизни американца украинского происхождения, который решился перевезти свою семью из Америки в СССР, но был ограблен государством, а всю оставшуюся жизнь, как в ссылке, прожил в Дебальцево?

На разведку в Аргентину

В начале 1930-х поженились 30-летний Михаил Вайнер из Малина и 25-летняя Фекла Ткачук из Кнерут. Молодожены особых состояний не нажили — самым ценным сокровищем стала доченька Лидуся, которой Господь благословил супругов в 1933 году. Жизнь была трудная и сложная, поэтому даже майстровитому Михаилу Вайнерову было хлопотно противостоять бедности.

Именно тогда некоторые наши земляки выезжали в Аргентину. На семейном совете Михаил и Фекла приняли решение и себе проложить путь в эту страну за моря-океаны. Правда, сначала туда должен был отправиться лишь Михаил, обжиться и потом забрать жену и дочку. Вайнеры продали немножко леса, немножко земли, и на вырученные средства глава семьи подался, так сказать, в разведку на южноамериканский континент.

Михаил обживался в Аргентине, готовя «семейный плацдарм» для жены и Лидуси. Малинец уже даже подготовил им вызов на постоянное место жительства, но тогда в наших краях произошли грандиозные общественные изменения — советская власть запретила выезд за границу. И воссоединение семьи Вайнеров стало невозможным.

На крючке

Михаил Вайнер из Аргентины перебрался в США, открыл там столярный цех. Потом разразилась Вторая мировая война, которая внесла существенные коррективы в судьбу супругов: и Михаил, и Фекла поняли, что шансов оказаться под одной семейной крышей нет. И если Фекла до последних дней на белом свете оставалась верна своему единственному и незабвенному Михаилу, то человек не прошел испытание одиночеством и второй раз женился.

В США Михаил Вайнер попал под влияние коммунистической пропаганды: тогда позиции этой политической силы, которую возглавлял Гэс Холл, были достаточно сильными. Коммунистическая пропаганда настолько затуманила мозги украинцу, что в середине 1950-х годов он решается приехать в СССР. Интересно, что зарубежному гостю даже разрешили посетить родню в Малине. Понятно, что местная власть приготовила достойную встречу посланнику капиталистического мира: в сельмаг завезли дефицитный товар, чтобы гость воочию убедился в преимуществах социализма.

И Михаил Вайнер купился на такие примитивные трюки, хотя после его отъезда этот товар из магазина как корова языком слизала. Поражен «изменениями» в родном краю, Михаил вернулся в США, продал столярный цех и значительную часть нажитого имущества, а остальное упаковал в контейнеры и вместе с женой и несовершеннолетним сыном отправился в СССР «бовтом», то есть кораблем.

Шок и разочарование

После прибытия в советский порт эмигрантов шокировало решение властей конфисковать контейнеры с имуществом. Во второй раз пережили стресс, когда их направили на постоянное место жительства в Дебальцево, причем — без права оттуда выезжать. Там Вайнерам выделили однокомнатную квартиру, хотя за средства и имущество, которое они привезли из США, семья могла скупить пол-Дебальцево! Интересно, что вернуться на американский континент они уже не имели возможности: с СССР на то время выпускали, но только для воссоединения с семьей. Поскольку Вайнеры всей семьей отправились на 1/6 земного шара, то шансы выбраться оттуда потеряли, о чем всегда сожалели.

В 1960-х годах Михаил написал письмо дочери Лидии и пригласил в Дебальцево. Конечно, она откликнулась на зов отца, тем более тот информировал, что болен. В течение нескольких дней, пока дочь гостила на Донетчине, он выплакал ей все свои боли и беды. Однажды после долгого разговора отец прилег отдохнуть — болезнь и лета давали о себе знать.

«Папа, давай я мягкую подушечку подложу под голову», — предложила Лидия Михайловна. Реакция отца не заставила себя ждать: «Ты мне, глупому, камень положи под голову — почему я сюда приехал и куда попал?»

Вскоре после свидания с дочерью уроженец Малина умер в неприветливом Дебальцево. Следы его жены и сына потерялись во времени и пространстве…