Продолжение журналистского расследования проекта “Инфорпост” показывает, как российские компании вывозят продукцию с оккупированной территории, при этом до сих пор не находятся под санкциями Украины и ЕС. По этой причине данная информация требует огласки и резонанса в обществе.

В первой части нашего расследования мы описали общие признаки контрабандных поставок из России на оккупированную территорию Донецкой области по железной дороге, а именно:

  • вагоны с контрабандой поступают на пограничную станцию Успенская в Ростовской области, где формально задерживаются, разгружаются и загружаются (при том, что погрузочные мощности на ст. Успенская отсутствуют);
  • поставки происходят только через АНО “Центр эффективных логистических решений”, связанное с беглым олигархом Сергеем Курченко.

Во второй части мы доказали, что вагоны с вышеописанными признаками находятся именно на оккупированной территории Донецкой области. На видеозаписях, отснятых в июле-августе 2019 года, российские вагоны идут в одних составах с украинскими вагонами, которые остались в ОРДО после начала боевых действий.

Торговля на крови

До этого мы показывали в основном грузы, которые оккупанты завозят на Донбасс. Это сырье для производства стали (гематит, железорудные окатыши), бензин, дизель, газ пропан-бутан, угольная продукция – коксовый “орешек”, угольный концентрат. В конце июля 2019 года на неподконтрольную Украине территорию ежедневно заезжало из РФ (через станцию Успенская) около 300 таких вагонов.

Пришло время показать, что оккупанты вывозят с территории Донбасса, куда везут, и кто покупает украденную продукцию.

По состоянию на конец июля 2019 года через станцию Успенская с Донбасса выезжало около 350 вагонов, то есть больше, чем заезжало. Так получилось потому, что на оккупированной территории скопилось на тот момент ещё около 2400 российских вагонов.

Нам не удалось отснять все эти вагоны, но на самом деле в этом уже нет необходимости. Зная основные признаки российской контрабанды (см. выше), достаточно было проанализировать движение вагонов по станции Успенская. Достать эти данные не составило особого труда.

Итак, основной продукцией, которую оккупанты вывозят в РФ из Донецкой области, является антрацит и металлопрокат, а именно – стальная катанка. Рассмотрим их по отдельности.

Уголь антрацит

УгольПожалуй, единственным видом угля, не требующим особых вложений, на сегодня является антрацит, он же уголь марки А. К тому же оккупанты не восстанавливают шахты, не ремонтируют оборудование, экономят на зарплате рабочим.

Основная часть антрацита добывается на шахтах объединения “Торезантрацит“. Исходя из противоречивых сведений “Минуглепрома ДНР” в год только на шахтах Тореза добывается около 1,5-2 млн тонн угля марки А.

С Донбасса он уходит на электростанции РФ, либо в морские порты, откуда отправляется в Египет и Турцию. Известно, что Россия продает украденный уголь в 19 стран, в том числе в Индию.

Вот, к примеру, один из вагонов состава, который оккупанты отправили на Новочеркасскую ГРЭС. Обратите внимание, что на некоторых справках о дислокации вагона указан статус “Погрузка на местах общего пользования”, при том, что на станции Успенская такие операции проводить технически невозможно.

  • Кликните по картинке для увеличения. ­

1-1 1-2

Ещё один состав – последовал в порт Новороссийск, откуда открывается путь на
Египет, Румынию, Турцию и, возможно, Индию.

2

Получателем краденого угля указано российское ООО “РУСКОН” (код ОКПО 26394769). Предприятие зарегистрировано в Новороссийске и входит в группу “Дело”, президент – Сергей Шишкарёв, бывший депутат Госдумы, основатель партии “Родина” (РБК называл его соратником, а издание The Insider — «близким другом» экс-вице-премьера Дмитрия Рогозина). Президент группы “Рускон” – Сергей Берёзкин.

В Украине зарегистрированы предприятия с созвучными названиями – ООО “Рускон Украина” (код 38450736) и ООО “Рускон-Украина” (код 39699074), учредителями которых являются Вячеслав Пивоварник и Борис Герман, известные нам из истории с покушением на Аркадия Бабченко.

А этот состав прибыл 15 июля на станцию Успенская, но спустя 10 дней чудесным образом “телепортировался” на пограничную станцию Гуково, то есть выехал в Россию из Луганской области.

  • Кликните по картинке для увеличения. ­

3-1 3-2

Получатель – ООО “Углемет”, код ОКПО 12119829, зарегистрировано в г. Новошахтинск, директор – Волков Евгений Александрович (ИНН 490600914607), учредитель – Минмухаметов Максим Валерьянович (ИНН 231305316284). Грузоотправитель – неизменно курченковское АНО “Центр эффективных логистических решений”.

Ещё один состав с краденным антрацитом – поехал со станции Успенская на станцию Красноперекопск, расположенную на оккупированной территории Автономной Республики Крым.

4

Грузополучателем указано ПАО “СЗ”, он же Крымский содовый завод.

Также среди получателей краденого угля замечены такие российские компании:
ООО “Корсак-ТД”;
ООО “Промтехно”;
ООО “Альфа”;
ООО “Карго”;
ООО “Факел-Логистика”;
ООО “Первая топливная компания”;
ООО “Термоплант”;
ООО ГОФ “Углерод”;
ООО “Алмазная-ДК”;
ООО “Уголь Синтез”;
ПАО “Таганрогский металлургический завод”;
АО “Волжский трубный завод”;
ООО “Энерго Трейд”.

Грузоотправителем во всех поставках неизменно является курченковская АНО “Центр эффективных логистических решений”, о которой мы рассказали в первой части.

Сталь

До начала военных действий основную часть экспорта с Донецкой области занимал чёрный металлопрокат – около 66%. Это высоколиквидный актив, который производили на современных металлургических заводах в Донецке, Макеевке, Енакиево, входящих в орбиту известных олигархов.

После “национализации” заводы были переданы южно-осетинскому ЗАО “Внешторгсервис”. Теперь российская государственная компания “Резерв-Поставка” завозит туда сырье для производства – железорудные окатыши и концентрат (гематит), из которых на “отжатых” мощностях делают металлопрокат и отправляют его в Россию.

Канатный завод “Силур” (г. Харцызск) простаивает и не получает стальной катанки для производства канатов. Этот продукт тоже уходит с ЕМЗ вагонами в Россию.

Харцызск

Вот состав, отснятый в июле 2019 года в Харцызске. Возьмем с него один вагон РЖД, номер 57932220. Тогда он вёз на оккупированную территорию железорудные окатыши.

5

Спустя три недели он уехал в город Батайск Ростовской области, груз – стальная катанка.

6

Грузополучатель – ООО “ПЛК” (код ОКПО 29465754), оно же – Первая Логистическая Компания. Директор – Францев Константин Эдуардович (ИНН 911002439371), учредитель – Петрук Александр Васильевич.

Возьмём еще один вагон из этого же состава, это будет номер 63175616. Он был отснят в Харцызске вместе с номером 57932220, а именно – шёл сразу перед ним.

Оказывается, что Батайск – это была промежуточная станция, а груз с донецкой катанкой поехал дальше – в порт Новороссийск.

6

Грузоотправитель – тот же ООО “ПЛК”, а грузополучатель – АО “НЛЭ” (код ОКПО 260209), оно же – Новорослесэкспорт. Оплатила перевозку курченковская прокладка – АНО “Центр эффективных логистических решений”.

Отметим, что представленная перевозка – это не уникальный случай, а один из фактов контрабанды с неподконтрольной территории Донбасса, которая осуществляется российскими оккупантами каждый день.

По нашим подсчетам – ежемесячно через станцию Успенская выезжает с Донецкой области более 10 000 вагонов, большинство из которых загружены ворованным углём и металлопрокатом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Санкции РФНа момент выхода данной публикации большинство из вышеуказанных российских компаний не находятся под санкциями Украины либо Евросоюза.

Россия заявляет о “гражданской войне” в Украине и продолжает вывозить сталь и уголь с оккупированной территории.

Украина заявляет о российской агрессии, но продолжает закупать российский уголь, завозя его через Беларусь.

Владимир Шпак
Вынужденный переселенец, ветеран углепрома. Участник резонансных расследований по теме кражи украинского угля Российской Федерацией с оккупированной территории Донбасса.