Уходя из оккупированного Дебальцево и оставив там всё, что имели, они поехали на запад страны. Подальше от сепаратистов в настоящую, как тогда думали, Украину. Но воодушевление вскоре сменила тревога, когда поняли, что теперь имеют дело с другими сепаратистами… в вышиванках. И снова ощутили себя изгоями, как в 2014 на Донбассе…
Пусть убивают в дороге, детей в оккупации не оставлю
Наталья бросила квартиру со всем нажитым в Дебальцево, когда их город под видом “шахтеров” в январе-феврале 2015 захватывала российская армия. С детьми выезжала по обстреливаемой трассе ради единственной цели – не оставить малышей в оккупации “русского мира”. Тогда на предупреждения знакомых, что единственная трасса для выезда простреливается “Градами”, и в дороге их могут просто убить, Наталья отвечала: “Пусть убивают в дороге, детей в оккупации не оставлю”… Эту историю ранее публиковал “Інфорпост”.
Первое время беженка испытывала счастье и воодушевление от того, что вывезла детей в свободную Украину, подальше от войны и ненависти любителей “русского мира”. Живя в съемной квартире, Наталья продолжала оказывать посильную помощь защитникам Украины на передовой – лепила вареники вместе с женами бойцов, плела с дочкой маскировочные костюмы…
И казалось бы, всё хорошо, жизнь на мирной территории должна налаживаться. Но оказалось, война и вражда сегодня не только на востоке…
Сменили одних сепаратистов на других…
Спустя 5 лет после захвата Дебальцево российскими оккупационными войсками “Інфорпост” взял интервью у Натальи.
– Наталья, расскажите, что произошло?
– Я долго пыталась понять и простить агрессию так называемых “вышиватников”, ведь здесь много и хороших людей. Сейчас ситуация на западе обостряется, поэтому было решено снова бросить всё и уехать с детьми… На это раз – на юг Украины, где спокойнее.
Никогда не забуду, сколько добра мне сделали люди на Галичине, с ними мы навсегда останемся друзьями. Но молчать о другой, негативной стороне, я не могу – иначе от этого могут пострадать и другие дети.
Сегодня сепаратизм поднимает голову по всей стране. В западной части Украины бабушки хотят польские пенсии не меньше, чем пенсионеры на востоке хотели российских. Политика нашего правительства вместо объединения была направлена на стравливание людей и разжигание ненависти, чтобы спокойно отмывать деньги. Потому ситуация сейчас обострена до предела.
Так же, как когда-то пенсионеры Крыма и Донбасса считали, сколько бы они получали российской пенсии, пенсионеры Галичины сегодня считают, сколько бы они получали польской. Я когда услышала разговор об этом двух бабушек в автобусе – была в шоке… Вот такое дежавю!
“Гони москалей, пока не прижились”
– Что вас после ракетных обстрелов Дебальцево могло так сильно напугать на мирной Галичине, чтобы пришлось собирать деньги для переезда?
– Сейчас на Львовшине, Франковщине и частично Тернопольщине все чаще звучит лозунг: “Гони москалей, пока не прижились”.
Когда классный руководитель сказала моим детям, что заставит говорить на украинском – я не думала, что обучение пойдет через кабинет травматолога. Не думала что моей дочери будут зажимать пальцы в дверях, бить сына по голове с криками “будем бить, пока не заговоришь на украинском”. Ещё и на камеру снимали, но видео, конечно, учителя не нашли.
Моим детям ломали пальцы в дверях просто за плохое знание украинского языка.
Оказалось, мы “неправильные” патриоты… Поэтому я была вынуждена переводить детей на домашнее образование и собирать на переезд.
В нашем классе били даже детей местных “коренных” жителей с русскими фамилиями. Сосед бил собственного сына за то, что играл с моими детьми. Тогда я и перестала выпускать детей одних на улицу.
Об этом никто нигде не говорит, все молчат. И у меня такое впечатление, что мы снова на Донбассе в 2014, только сепаратисты другие…
Я действительно стала бояться за жизнь и здоровье детей. У знакомой юристки, которая меня консультировала, тоже сына били в туалете и кричали “пали москаля”. Если даже она ничего не доказала, а забрала ребенка на домашнее обучение, а потом с ним в Киев переехала, то что я могла доказать?
Патриоты нигде не нужны
– И никого не интересует, через что вам пришлось пройти, чем заплатили за свой патриотизм, верность и любовь к Украине…
– Патриоты, отдавшие здоровье и жизни за Украину, тоже никому не нужны, а лозунг “Героям Слава” – просто лозунг. К воинам “АТО” относятся не лучше, чем к нам, беженцам. В нашем классе есть семьи “АТО-вцев” – я предложила, чтоб они на нужды класса хотя бы половину сдавали. Знаете, сколько возмущений было?
Знакомая переехала из Ильичевска (Одесской области – ред.), потому что у нее два сына – военные, и их сюда перевели. Женщина продала там квартиру и переехала на Галичину к родственникам, сама отсюда родом. Так её младшую дочь тоже били в школе за русский язык, мужа с трёх работ выгнали, и она сама с работы ушла – не выдержала. И это мать “АТО-вцев”, воюющих за Украину! О чем тогда можно говорить вообще?
Знаете, что от местных слышала? Дословно: “Откуда мы знаем, чем эти вояки там занимались на Донбассе – может их перевербовали!”
Разжигание ненависти в стране – искусственное
– В Бродах, откуда нам пришлось уехать, много переселенцев с оккупированных Донбасса и Крыма – там жили 300 человек, в их числе и дети школьного и дошкольного возраста.
Даже школьный психолог признала, когда мы уже забирали документы, что моих детей били за то, что мы “оттуда”, и за русский язык. Но признала уже за дверями школы, а в самой школе все отрицала.
Это разжигание ненависти в стране искусственное, и страдают самые беззащитные – дети! В тоже время на западе Украины много и хороших людей, для которых “Схiд i Захiд разом!” Мы не прекратили общение с друзьями и не делим Украину на части.
Вопрос языка вообще не должен стоять. Украинский язык должен учить каждый гражданин Украины. Но обучение не должно проходить насильственными коммунистическими методами. Насилие и ненависть ни к чему хорошему не приводят.
Всё идёт по плану: Путин мечтает отдать Львов Польше
От редакции: говоря об обострении сепаратистских настроений в западной части Украины, следует вспомнить интересный нюанс. Экс-министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сообщал в прессе, что Путин пытался привлечь Польшу к разделу Украины.
«Путин хотел, чтобы Польша ввела войска в Украину. Были сигналы, которые они нам посылали… Мы знали, как они думают в течение нескольких лет. Мы знали, что это то, о чем они думали годы. Это была одна из первых вещей, которую Путин сказал моему премьер-министру Дональду Туску, когда он посетил с визитом Москву (это было в феврале 2008 года. — Авт.). Он продолжал говорить, что Украина — искусственная страна и что Львов — это польский город, и почему бы нам просто не разобраться с этим вместе. К счастью, Туск не ответил. Он знал, что его записывают».
Кроме того, депутаты Государственной Думы РФ предложили в официально направленных письмах Польше, Венгрии и Румынии провести референдумы об отделении западных регионов Украины.
Таким образом становится ясно, что искусственное разжигание ненависти на западных украинских территориях выгодно в первую очередь Кремлю. И не важно, что там не любят Путина, главное – своими агрессивными действиями помогают осуществить его план. План развала Украины.
Новая жизнь беженцев
– Как сегодня живут дети, пострадавшие от российской агрессии на Востоке и другой агрессии на Западе?
– Мы с детьми переехали в Херсонскую область, будто в другое государство. Жалко, что не сделала этого раньше… Дети учатся в новой школе, с детьми подружились, и у них все прекрасно.
С моей дочерью в школе сейчас работает психолог, так как на уроке у нее был нервный срыв. Она опоздала на урок и, когда дети ей стали говорить, что нехорошо опаздывать, у нее началась истерика. Она думала, что здесь начнут так же издеваться.
Я очень благодарна педагогическому коллективу, классному руководителю, психологу и детям за то, что удалось успокоить мою дочь, помогли найти общий язык. Класс очень дружный, и чудо – здесь дети не дерутся на переменах, есть дежурный учитель, в коридоре даже пианино на каждом этаже. Есть охранник, школа закрывается. Дети на переменах общаются в основном на русском. Здесь и в городе люди общаются почти все на русском, некоторые на украинском – и никто никого не угнетает за язык.
Здесь тоже чтят традиции – посмотрите, ведь в этом году именно херсончанки вошли в книгу рекордов Украины по празднованию Дня украинского платка. Но здесь никого не обижают, откуда бы ты ни приехал, хоть с Африки.
Что такое счастье?
В новой школе на уроке детям нужно было написать про самый счастливый и запоминающийся момент в своей жизни. Другие дети писали о батутах, цирке… Дочь Натальи написала, что самый счастливый момент у неё – то, что они живыми вырвались из Дебальцево. Она сказала детям: не знаете вы, что такое счастье… Девочка не могла сдержать слезы, когда рассказывала это маме.
– Сейчас у дочки в школе хорошие подруги, и работа с психологом даёт результат – она снова начинает улыбаться. А я уже год не видела ее улыбку… – призналась беженка Наталья, так называемая “внутренне перемещённая”, которую никто не спасал и никуда не перемещал, которая сама бросила всё нажитое, чтобы её не убили за любовь к Украине, а дети не жили в оккупации ни дня.