Кто помог появиться на свет

21


Еще в прошлом веке Максим Горький изрек фразу, ставшую крылатой: “Дети – живые цветы земли”. Ощутить радость материнства, дать своему ребенку счастливое детство, вырастить его – неоспоримое желание любой женщины. Вот только последние, тревожные факты констатируют совсем иное отношение современной молодежи к продолжению рода. Поводом для встречи с заведующим гинекологическим отделением ЦГБ, врачом-акушером-гинекологом Татьяной Сидоренко стала печальная статистика материнской смертности в Донецкой области.

– Татьяна Анатольевна, с чем связано противоестественное понятие – материнская смертность?
– Это действительно страшно. По итогам 10 месяцев текущего года в Украине во время родов и абортов умерло 105 женщин. Это в среднем 9-10 – на 100 тысяч рожениц. Донецкая область относится к группе средней материнской смертности (показатель 13 женщин на 100 тысяч родов). Для сравнения в 2006 году умерло 2 роженицы. К группе высокой смертности относятся Хмельницкая, Крымская и другие области, там показатель – 20 женщин на 100 тысяч родов. Это всего лишь цифры, но за ними стоят судьбы и горе людей, потерявших родного и близкого человека. Я хотела бы подробно остановиться на причинах, которые могут привести молодую женщину, а иногда даже девочку – подростка к летальному исходу. Ожидая ребенка, вовремя став на учет в женской консультации, находясь под постоянным наблюдением врача – гинеколога, в положенный срок госпитализированная в родильное отделение, женщина благополучно родит малыша.
Но далеко не каждая будущая мама выполняет эти правила, а в результате мы имеем 80-90\%, идущих по фактору риска (по статистике из 3-7 рожавших только 1-2 женщины имеют здоровых малышей). Молодежь неравнодушна к спиртным напиткам, сигаретам, что также негативно сказывается на течении беременности. Плохо наблюдаются беременные-сектанты, не подпускающие к себе врача, женщины из неблагополучных семей. Мусульмане, цыгане (к удивлению) сразу становятся на учет. А также беременные не должны заниматься самолечением, доверять рекламам, советам аптек, знакомых, знахарям. При непереносимости препарата возможен анафилактический шок, от которого больные погибают. Принимать лекарства можно только с разрешения врача женской консультации.
– Какой возраст оптимальный, чтобы стать матерью?
– Согласно приказу Минздрава Украины детородным возрастом признан период с 17 до 45 лет. До 17 лет беременная считается юной, что подразумевает физиологическую незрелость. Но я уверена, что лучший, оптимальный возраст для родов – 20 – 25 лет. В это время женщина может получить наименьшее количество последующих осложнений, ее организм физиологически приспособился к нагрузкам, а главное – роды становятся процессом осознанным, добровольным, будущая мама окружена любовью и заботой своего избранника. Долгожданный ребенок становится достоянием, радостью в семье, а не лишним “довеском”.
– Татьяна Анатольевна, в последнее время “юная” беременность набирает обороты. К чему приводят ранние половые связи?
– Моя юность совпала с периодом, когда они строго запрещались. И это было правильно. Ныне современное телевидение, “новая” литература приводят к половой распущенности и болезням, далее – рождению нездоровых детей или летальному исходу во время родов. Ведь ранняя половая жизнь нередко оканчивается нежелательными “последствиями”, у некоторых – абортами, подрывающими здоровье молодого неокрепшего организма. Прерывание беременности способствует появлению спаек шейки матки, эрозии и может привести к бесплодию. У молодых девочек только к 18-20 годам заканчивается процесс заживления шейки, а каждый новый партнер приносит свою инфекцию, вызывающую воспаление и болезни. К сожалению, в октябре выявлены 3 случая рака у молодых женщин (16, 24, 27 лет) на ранних стадиях, две из них – нерожавшие, только начали половую жизнь.
– Были случаи, когда подростки соглашались родить ребенка?
– Конечно. Только в 2005 году Светлодарское родильное отделение посетили 16 юных мам (от 15 до 17 лет), в 2006 году – 13, а за 9 месяцев текущего года стали родителями уже 9 подростков. Нередко молодые мамы ни физиологически, ни психологически не подготовлены к новым заботам, не высыпаясь по ночам, полностью перекладывают свои проблемы на плечи родителей или избавляются от ребенка, выбрасывая, как ненужную вещь.
В этом году ко мне на прием обратилась 14-летняя девочка, ученица 9 класса, с большим сроком беременности. Воспитывала ее бабушка, а мама все время находилась на заработках. Девочка была предоставлена себе. Итог оказался плачевным. Беременность решили прервать, но подростку пришлось пережить адские боли, получены психологические и физические травмы. Хотелось, чтобы из этого примера молодежь вынесла уроки. Жутко видеть на операционном столе страдающих от невыносимых мук, вызванных искусственным прерыванием беременности, детей.
– Кроме лекций в школе и воспитания в семье, подростки могут получить нужную информацию в больнице?
– В женской консультации ЦГБ имеется кабинет планирования семьи, где также работаю я. В любое время сюда можно обратиться по вопросам нежелательной беременности, методам контрацепции (100\% защита при использовании таблеток, внутриматочных спиралей, презервативов) с целью предохранения от заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧ-инфекций. Эти вопросы обязательно поднимаются врачами-гинекологами во время профосмотров детей, индивидуально с каждым проводятся беседы. Но хотелось, чтобы несовершеннолетние, прежде чем пойти на какой-то рискованный шаг, чаще обращались за советом к родителям. Прекрасно изучив “Конвенцию прав ребенка”, дети должны знать и обязанности. А это, прежде всего, забота о своем здоровье, знание последствий ранних половых связей.
– Взрослые тоже обращаются в кабинет планирования семьи?
– Конечно. Сюда за советом может прийти молодая пара, а также женщина, подвергшаяся насилию (не более чем через 48 часов). К сожалению, это явление в нашем обществе еще существует. Здесь врач поможет предупредить беременность, болезни, передающиеся половым путем (сифилис, гонорею и др.), ВИЧ-инфекцию.
– Татьяна Анатольевна, в последнее время увеличилось ли количество будущих мам в Дебальцево?
– Согласно нашей статистике наблюдается рост родивших женщин. Так, если в 2005 году их было 263, то в 2006 году – 309, а за 9 месяцев текущего года родило уже 218 женщин. По сравнению с 2005 годом снизилось количество абортов. На учет в женской консультации становятся практически все (99\%) и вовремя (до 12 недель), свыше этого срока – около 10\% беременных. Избегают нас лишь ВИЧ инфицированные женщины. Поправляют демографическую ситуацию в городе турки-месхитинцы, цыгане, малоимущие слои населения, а из работающей категории – 30 \% дебальчанок. Это означает, что многих женщин стала волновать материальная сторона (получение пособия и решение ряда семейных проблем). Они не понимают, что это деньги для ребенка, а не для погашения долгов. Я, как акушер-гинеколог, не раз поднимала на областных родсоветах этот вопрос – улучшение материального положения малыша, а не родителей. Предложения Ассоциации донецких акушеров-гинекологов направлены для рассмотрения в Верховную Раду. (Любопытна ситуация в России и Беларуси, где деньги при рождении малыша зачисляются на его расчетный счет и используются лишь при достижении им 18 лет).
– Где предпочитают рожать наши женщины?
– Светлодарское родильное отделение не пользуется большим спросом среди дебальчанок. Они едут в Артемовск, Горловку, Донецкую областную больницу им. Калинина, Донецкий региональный центр охраны материнства и детства и др. И этому есть ряд причин. Наш роддом, рассчитанный на 15 коек, – учреждение 1 уровня аккредитации, т.е. в нем должны рожать женщины с заведомо нормальными родами. В нем нет круглосуточного поста врача – акушера-гинеколога, анестезиолога (по специфике акушерской помощи), неонатолога (педиатра для новорожденных) – не положено по штатному расписанию. А также недостаточное оснащение современной аппаратурой, отсутствие семейного родзала приводят к тому, что даже роженицы с предполагаемыми нормальными родами избирают больницы городов 2-х и 3-х уровней аккредитации (только в этом году Светлодарской больницей потеряно 80 родов). За неделю там принимают до 3-х родов, в год – до 200. Просчитано, что на круглосуточный пост акушера-гинеколога, анестезиолога требуется 150 тыс. грн. Но, к великому сожалению, я не могу выбить и копейки для Светлодарского роддома. Поэтому, как сказал на годовом итоговом совещании председатель Ассоциации акушеров-гинекологов области профессор Владимир Чайка, “Все малые роддома себя изживут”.
– Татьяна Анатольевна, немного о себе. Мечтали быть врачом – гинекологом?
– Как раз нет. Поступила на лечебный факультет Луганского медицинского института. Когда на 5 курсе пришлось выбирать специализацию из трех вариантов: терапевт-педиатр, акушер-гинеколог, хирург, предпочла хирургию. Лечить детей я боялась, акушером никогда не хотела быть. После института работала хирургом в Горском Луганской области (возле Лисичанска). В 1986 году семья переехала на мою родину, в Фащевку, к бабушке. В ЦГБ требовался хирург, но, проработав им несколько месяцев, в том же году я перешла в гинекологию, и не жалею. Люблю свою профессию, ощущаю непередаваемое чувство огромного счастья, эйфории, когда во время операции пациентке удается помочь. Понимаю, что она будет здорова и придет ко мне только на профосмотр.
– Трудности в работе Вас не пугают?
– К тому, что порой не имею выходных, праздников, я и моя семья привыкли. Иногда после очередного областного родсовета, где производится разбор материнской смертности, хочется все бросить и уйти. Но пациенты стимулируют к дальнейшей работе.
– Ваши дети избрали медицину?
– Нет. Мои сыновья сказали: “Хотим ночью спать”. Один предпочел автомобильный транспорт, другой – железнодорожный. Я поддержала их выбор.
– В чем, по-вашему, заключается женское счастье?
– В здоровых, умных детях, любящем муже, который тебя полностью понимает и поддерживает, благополучии семьи.

Алла Замогильнова