“Родину, мать и должность – не выбирают”

25


Расхожая фраза «моя милиция меня бережет» сегодня все чаще звучит в лучшем случае с легкой иронией, в худшем – с откровенным сарказмом. Большинство граждан, как выясняется, не доверяют правоохранителям. Причин сложившегося мнения можно назвать множество, но упрекать в этом исключительно милиционеров будет несправедливо. Тем более, как бы мы не относились к блюстителям закона, в случае посягательства на нашу собственность (не говоря уже о большем) защиту ищем у милиционеров. Какими же им кажемся мы, налогоплательщики, требующие стопроцентной отдачи скромных отчислений. Этим мы поинтересовались у начальника ГО ГУМВД, майора милиции Андрея Виниченко.
– Андрей Владимирович, Вы возглавляете городской отдел около двух месяцев, как Дебальцево выглядит на фоне других городов области в плане криминала?
– Намного тише, спокойнее, город очень индивидуален. Возможно, сказывается относительно небольшое количество населения. Перед назначением в Дебальцево я работал заместителем начальника Горняцкого района Макеевки. Так вот если сравнивать статистику, а цифра – вещь упрямая, получается, что за семь месяцев текущего года в Дебальцево зарегистрировано 221 преступление, а в Горняцком – 796, из них по линии уголовного розыска – 210 и 750 соответственно. При этом личный состав по численности практически одинаков (137 – в городском отделе и 140 – в районном Макеевки).
– Изменилась ли ситуация по кражам, после корректировки суммы, с которой начинается ответственность?
– На 20-25\% увеличилось количество уголовных дел, и естественно, возросла нагрузка на следователя.
– Не секрет, что в городе торгуют на розлив самогоном. Что радикального можно предпринять в борьбе с этим непобедимым бизнесом?
– Здесь вопрос законодателю, который отменил уголовную ответственность за изготовление и реализацию спиртных напитков кустарного производства. Максимально, что можем сделать в рамках правового поля – привлечь самогонщика к административной ответственности. Но что для него 50 гривен штрафа? Конечно, с этим явлением будем бороться, привлекать и т.д. Но ситуация на сегодня такова, что штраф не уничтожит незаконный бизнес. По крайней мере, пока есть спрос.
– А что намерены предпринять в плане стихийной торговли? Например, есть просто «стационарные» места – возле Центрального рынка у чебуречной торгуют салом, на «Импульсе» – овощами, в Светлодарске на парапете – еще чем-то.
– Каждую субботу на этих людей составляем административные протоколы. В том же Светлодарске, возле дома № 47 оштрафован ряд лиц. Вроде бы собрались, перешли на рынок. Но ведь каждый день невозможно контролировать процесс несанкционированной реализации товара. Люди, то есть потенциальные покупатели, также должны понимать – нельзя приобретать продукты питания в местах стихийной торговли, где за их качеством нет никакого контроля. Хотя бы в целях гигиены и собственной безопасности.
– Андрей Владимирович, а какие наиболее распространенные преступления в нашем городе?
– Кражи и грабежи.
– Как максимально человеку себя обезопасить?
– Безусловно, нельзя советовать не выходить в темное время суток из дома вообще, но если есть возможность, то постараться ее использовать. Когда не получается, надо избегать уединенных мест. В случае подозрительного прохожего, не стесняйтесь подойти к группе людей и переждать, пока сомнительный субъект пройдет. Не следует также провоцировать преступление. А именно – считать посреди людного места деньги, демонстрируя окружающим содержимое кошелька и прочее. Если все же пришлось столкнуться с грабителем, постарайтесь запомнить хотя бы в чем он одет, обратить внимание на особые приметы, и, конечно же, сразу сообщить в милицию. Вероятность поимки преступника нередко зависит и от оперативности действий потерпевшего.
– Андрей Владимирович, а как Вы пришли в милицию? Призвание?
– Никогда не мечтал работать в правоохранительных органах. Окончил школу, отслужил в армии и пошел работать на Константиновский стекольный завод имени 13-ти расстрелянных рабочих стекольщиком. Трудился добросовестно и с интересом. А в1995, по направлению трудового коллектива, пришел в милицию.Так, видимо, судьбе угодно.
– Что на Вас произвело наиболее сильное впечатление в первый период работы?
– В Константиновке жила семья- муж – предприниматель, жена, дети. Случилось так, что мужчина в зрелом возрасте ушел к молодой женщине \_ ровеснице своего сына. Семья прекратила с ним отношения, а он, видимо, и назад вернуться не мог, и жить без общения с детьми для него было невыносимо. Ничего не придумал лучше, как взять гранату (где-то раздобыл) и предложить 23-летней сожительнице, вместе с ее ребенком, покончить с жизнью. Женщина успела выбежать на улицу, малышка оставалась в соседней комнате, и не пострадала, а сам предприниматель погиб. Когда мы прибыли на место происшествия – зрелище оказалось не для слабонервных – всюду кровь, фрагменты тела, специфический запах. Понимаешь, что собирать останки ты не можешь, но кроме тебя оказывается некому. Вот это состояние, когда волосы шевелятся от увиденного, конечно, не забывается.
– А какое преступление было самым резонансным?
– Как-то обнаружили труп молодой девушки. Причиной смерти стали три удара ножом: в живот, грудь, и сбоку по направлению сердца. Кроме того, после смерти пострадавшую изнасиловали. Расследование было в самом разгаре, когда поступило новое сообщение. В этот раз преступник напал на девушку недалеко от стекольного завода. Способ убийства оказался идентичным, с той лишь разницей, что на помощь, услышав крик, поспешил работник милиции. Но пришла она поздно, жертва преступника умерла на руках оперативника. Поскольку при девушке не было никаких документов, стали устанавливать личность. Опросили сотрудников завода, и оказалось, что одна из коллег не явилась в ночную смену. Установили адрес и отправились по нему. Нас встретила немолодая женщина и мужчина в инвалидной коляске. Выяснилось, что их дочь должна была работать в ночную смену. По описанию именно она и стала жертвой преступления. Когда нам пришлось сообщить трагическую новость родителям, в комнату забежала маленькая девочка. «Где моя мама?!»- закричала она. Этот вопрос ребенка заставил содрогнуться…Тогда я закурил. Правда 4 года назад отказался от вредной привычки.
– Преступника – то нашли?
– Да, конечно. Им оказался 16-летний подросток из неблагополучной семьи, в которой и папа, и мама, и братья отбывали каждый в свое время и за разные преступления сроки.
– Как складывалась дальше Ваша карьера?
– О предыдущем месте работы уже сказал, а до этого работал начальником отдела уголовного розыска в Ялте в Крыму. Это очень хороший опыт. Но лето там для правоохранителей не лучшая пора. Зимой относительное затишье, а в сезон отдыха съезжаются не только желающие поправить здоровье, но и те, кто хочет поживиться за их счет.
– Что для Вас является критерием положительной оценки работы милиционера?
– Добросовестное выполнение служебных обязанностей. Как я говорю своим коллегам: «Огород же вас не заставляю копать». Тем более, сегодня работа на показатели не требуется, главное – профилактика и предупреждение преступлений.
– Не секрет, что авторитет милиционера среди населения не так высок, как хотелось бы. Намерены ли Вы что-то предпринять для его повышения?
– Главное иметь с горожанами контакт. Поэтому я, в отличие от некоторых государственных служащих, принимаю жителей не только в дни приема согласно графику, а и в любое, удобное для них время. Если точнее, то каждый день. Когда нет возможности явиться, звоните мне лично по телефону 2-21- 98. Мы должны прийти к людям, чтобы они, в свою очередь, не боялись и обращались в милицию, зная, что защищены. Конечно, трудно работать оперативно, имея единственный служебный автомобиль, который дышит на ладан. Машины нет даже у работников ГАИ. Однако находим выход, формируем группу оперативного реагирования, выезжаем на вызовы даже на собственных транспортных средствах, не взирая на запрет.
– Андрей Владимирович, как восприняли назначение в Дебальцево?
– Родину, мать и должность – не выбирают. (Улыбаясь)
– Какое впечатление произвел город?
– Хорошее. Спокойный, зеленый, тихий.
– Чем увлекаетесь в свободное время?
– Так выходит, что работа – мое основное хобби, на все остальное попросту не хватает времени. Если выпадает свободная минута, стараюсь проводить с семьей – женой, сыном и дочерью.
А вообще люблю читать, хорошо отношусь к рыбалке.
– Что не простите никогда?
– Предательство. Еще не люблю коллег, которые отлынивают от работы, скрываясь за больничными. Ведь кто-то должен выполнять их работу, а сотрудников у нас и без того не хватает. Я бы это так же назвал своеобразным предательством.

Валентина Покорчак