Рядовой герой

57


Двадцать два года прошло с тех пор, как ограниченный контингент советских войск навсегда покидал чужую страну Афганистан, где под нещадно палящим солнцем, среди экзотической растительности исполнили интернациональный долг несколько тысяч молодых ребят. Те, кому повезло, вернулись домой с потерянным здоровьем и похожими, жуткими снами. Но емкое слово “афганец” навсегда закрепилось за ними, вновь и вновь вороша память незабываемыми фрагментами бесславной войны…

4 октября 1983 года с Донецкого железнодорожного вокзала в незнакомую страну, о междоусобицах в которой знали лишь с голубых экранов и прессы, отправлялись 60 призывников. Среди них и 18-летний Александр Винокуров, выпускник Мироновского ПТУ, только получивший “корочку” электрогазосварщика и не успевший набраться мало-мальского опыта своей востребованной профессии. В тот же день из поселка призвали еще 11 ребят.

“О том, что попаду в Афган, знал заранее, – вспоминает Александр Викторович, ныне слесарь коммунального предприятия “Мирком”, – так как война длилась уже четвертый год. Парней, достигших 18-летнего возраста, забирали в армию почти всех. Если попадал в Афганистан, конечно, в Донецке на собеседовании давали возможность отказаться. Но, это были единичные случаи, потому что молодость желала адреналина и чего-то необычного. К тому же, я посещал парашютный кружок, и моя “чертова дюжина” прыжков также сыграла не последнюю роль”.

Но совершить очередной прыжок новоиспеченному рядовому Винокурову в горах Афганистана так и не удалось. Зачисленный в 56-ю десантно-штурмовую бригаду, 3-й десантно-штурмовой батальон, 27 декабря мироновец со своими товарищами (пройдя в Фергане трехмесячную учебную подготовку) оказался в гуще военных событий в провинции Лагар
(г. Бараки). Его верным спутником стал БТР.

“Несмотря на зловещую обстановку гористой местности, где смерть дышала в затылок, страха не было. Первое боевое крещение прошел в феврале, когда взвод “кинули” на выполнение операции “На майдан”. Ее цель заключалась в изгнании душманов из кишлака, но в течение нескольких дней, окружая и обстреливая место их дислокации, мы с задачей так и не справились. При этом потеряли бойца, а несколько человек получили всевозможные ранения”, – рассказывает воин-интернационалист.
Затем на его счету за два года и четыре месяца (а демобилизовался Винокуров в феврале 1986 года) была не одна военная операция, порой не до конца продуманная армейским командованием, с тяжелыми потерями среди своих. Память навсегда запечатлела жуткую картину смерти – результат серьезного боя за Джелалабадом, у реки Кунар (граница Афганистана с Пакистаном), когда заброшенная вертолетом на сопку пехотная группа с целью взятия возвышающегося склона с “духами”, почти полностью полегла, так и не дождавшись очередного подкрепления. Имея явные преимущества в расположении, противник за пару дней легко перестрелял пехоту, а БТРы подошли, когда уже было поздно.

В одном из боев погиб дебальчанин Василий Лысенко, служивший в бригаде с Александром Винокуровым, а сейчас, как и семь героев-афганцев, навечно запечатлен в обелиске на городской Аллее Славы.

“16 августа 1985 года возле населенного пункта Мухамме-дага завязался неравный бой, – с грустью вспоминает десантник. – “Духи” прилично покосили наших ребят, мы вышли на помощь, а затем пришлось двумя БТРами (я и дебальчанин Александр Анашкин из соседнего взвода) вывозить раненых с поля битвы, а их насчитали до 40 человек. Из батальона тогда погибли 11 ребят, в том числе и начальник штаба. Под градом пуль, отскакивающих от железа, мы вывозили всех в безопасное место, укладывали на плащ-палатки, а затем их забирали вертушки. Повезло тогда мне и Анашкину, что у “духов” не оказалось гранатомета”. За героизм, проявленный во время этого боя, Винокуров привез домой медаль “За отвагу”. Вот только несправедливо поступили с товарищем, считает и сейчас мироновец, так как ему, участвовавшему в операции наравне, награды так и не досталось.

Слушая рассказы об ужасах чужой войны, поинтересовалась насчет дезертиров. Оказывается, всякое случалось. Не секрет, что не выдерживали нервы у пацанов, некоторые смалодушничали. Рассказал афганец, как один сослуживец из соседнего взвода оказался смертником, намеренно сняв кольцо с “лимонки”. При этом он поднял на ноги два взвода, взорвал себя, трех товарищей, а более двадцати – ранил. Были ситуации, когда бойцы сдавались в плен. Об этом догадывались после того, когда те уходили в караул и не возвращались. Пара дней поисков не давали положительных результатов.

Война в Афганистане научила дружить. Особенно родными становились земляки. Например, Сергей Страдымов, попавший в батальон позже в числе сержантского состава, как выяснилось впоследствии, был родом из той же деревни Ульяновской области, где родился Винокуров. Сохранились преданные товарищеские отношения с киевлянином Вячеславом Загребельным, Олегом Михнюком, Сергеем Шаргородским и другими.


В нижнем ряду слева направо Александр Анашкин и Александр Винокуров.

Когда служба старшего брата подходила к дембелю, весной 1985 года военкомат призвал к исполнению интернационального долга и младшего Анатолия, которому к тому времени исполнилось 18 лет. Несмотря на негласный закон – из одной семьи не брать двоих, повестку на службу в Афганистан Анатолию все-таки принесли, но пригласив на собеседование родителей. Мама (отца не было), будучи женщиной глубоко верующей, подумав, произнесла: “Что Богу угодно, то и будет”, и от встречи с военкомом отказалась. К счастью, оба сына вернулись домой хоть не совсем здоровыми, но живыми. Анатолий отслужил в летных войсках по специальному обслуживанию на аэродроме. С Александром ему удалось случайно встретиться в Джелалабаде, когда старший брат сопровождал колонну с оружием и новой техникой.
Проходят годы. Но цепкая память крепко хранит все ужасы, через которые пришлось пройти когда-то восемнадцатилетним. И, несмотря на то, что все герои (а афганцев смело можно назвать именно так) разные, их объединяет страшное слово “война”, через жернова которой пришлось пройти когда-то, из юнцов превратиться в мужчин, научиться ценить дружбу и подставлять плечо тому, кто рядом.

Алла Замогильнова


В 1998 году по инициативе ветеранов Афганистана, при поддержке городской администрации во главе с Александром Вьюковым и начальника Донецкой железной дороги Олега Крючкова был открыт Мемориал, увековечивший память погибших воинов- интернационалистов.
В годовщину окончания вывода советских войск из Афганистана и в День Победы пьедестал памятника украшается многочисленными цветами. Звеня медалями и орденами у мемориала собираются ветераны двух войн, родители погибших и жители города, чтобы отдать честь и уважение и просто вспомнить юношей, не вернувшихся с войны.


217 дебальчан прошли службу в Афганской республике, многие из них награждены орденами и медалями. Восемь из них: Игорь Колесников, Анатолий Коваленко, Сергей Гмыря, Юрий Шептикита, Владимир Максимов, Олег Быстров, Владимир Лысенко, Владимир Ткаченко погибли. Двое из них были отцами.


События минувшей войны, до сих пор вызывающей немало вопросов у общественности, уходят все дальше в историю. Повседневная жизнь отодвигает их на второй план. Но рано ставить точку – еще долго будут напоминать о себе отзвуки тех трагических лет. Более 150 тысяч украинцев принимали участие в афганской войне, 3380 из них – погибли, 12 тысяч – ранены, свыше 100 тысяч – перенесли тяжелые заболевания.


Самая продолжительная в истории СССР афганская война (длившаяся более 9 лет) навсегда забрала с собой 3380 украинских парней. И как бы память не заштриховывала эти страницы (а в этом году 15 февраля исполняется 22 года со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана), мы обязаны помнить мужество тех, до безумия смелых ребят, выполнявших свой интернациональный долг на территории чужой страны.


Я ИХ ХОЧУ ПОНЯТЬ!
Давно хотелось мне понять
Ребят, что шли не раз в атаку,
За блажь Генсеков, умирать
От рук фанатиков Аллаха.
Понять, что вынесли они
Из той безбожной мясорубки;
Какие стороны войны
В их душах сделали зарубки?
Где смерть в лицо: не раз, не два;
И кто кого… без сожаленья…
Что чувствовать могли тогда
Они в те жуткие мгновенья?
Понять, зачем те пацаны
На подвиг шли во имя жизни!?
По сути, чуждой им страны,
Не посрамив родной Отчизны!
А заодно понять и тех,
Афгана редкие отбросы,
Кто выжил, чтоб нести свой грех,
Где честь и совесть под вопросом.
Где баксы главный аргумент,
И где врождённое бездушье:
Бьют подло наповал и вслед
Очередями равнодушья.

Валентин Маслов