В прокуратуре города изменения. С недавних пор, а именно, с декабря прошлого года ее возглавил Вадим Юмранов. Говорить об итогах работы с новым прокурором рановато, а вот о перспективах и задачах относительно защиты наших с вами интересов – в самый раз.
– Вадим Анатольевич, говорят, Дебальцево – один из наиболее криминогенных населенных пунктов области.
– Это не так. Судя по суточной регистрации преступлений, ситуация вполне статистическая и даже менее опасна, чем в соседних городах. А
в самой прокуратуре нормально организована работа.
– Не испытываете штатного дефицита?
– У нас вакансий сегодня нет, работают молодые специалисты, то есть, до трех лет, и два стажера. Но и последние, в общем-то – профессионалы, поскольку не только учатся, как нередко бывает, но выполняют всю довольно трудную работу. В целом же – восемь оперативных сотрудников и двое государственных служащих. При добросовестном выполнении заданий – этого вполне достаточно.
– Вы руководитель – авторитарный?
– Следственная работа подразумевает определенный творческий процесс, давить, кричать, стучать кулаком по столу – точно не мое. Ценю человеческие отношения, порядочность, самоорганизованность, неконфликтность.
– Наш народ нередко жалуется на работу милиции. В частности – самогонные точки, металлолом, несанкционированная торговля. И даже – откровенное вымогательство, с чем, обсуждая на кухне, боятся идти куда-то с жалобами.
– Напрасно опасаются. Если у дебальчан имеются подобные факты – пусть обращаются в прокуратуру, будет проведена проверка, и в случае подтверждения информации – инициирован вопрос о привлечении работника милиции к ответственности. Что касается сбыта самогона, и уж тем более – наркотиков, то вопрос поставлен жестко. Как и по фактам пунктов приема металлолома. В том числе, на данном этапе, при известных событиях в стране, перед милицией стоит задача по обеспечению правопорядка в городе и недопущению каких-либо беспорядков и насилия.
– Вадим Анатольевич, теперь, после вступления в силу нового УПК, труднее представлять обвинение в суде?
– Как и прежде, в процессе досудебного расследования многое зависит от прокурора и следователя. Это сбор доказательств, различные экспертизы, все это приобщается к делу. Однако сегодня судом в качестве прямых доказательств не учитываются показания обвиняемого. А свидетельские показания, заключения экспертиз там являются основными.
– То есть, если чистосердечное признание не может служить в качестве доказательства, обвинения в насилии отпадают сами собой?
– Конечно, сегодня нет смысла давить на подозреваемого, однако, не так все просто. Все еще случаются жалобы и на работников милиции. Следственный эксперимент, перекрестный допрос – не принимаются во внимание. Но большую проблему сегодня составляет явка свидетелей в суд. А в связи с тем, что люди игнорируют повестки, затягивается процесс рассмотрения дел. А ведь надо понимать, что в тех же следственных изоляторах находятся тоже люди. Гражданская позиция оставляет желать лучшего. Но над вопросом обеспечения явки свидетелей будем работать вместе с судом. Надо создать практику, возможно, даже путем административного наказания.
– Вадим Анатольевич, а каков Ваш опыт работы?
– В органах прокуратуры я с 1996 года. Начинал со стажера следователя, а затем с 1998 по 2000 годы работал в прокуратуре области прокурором отдела. После – старшим следователем, старшим следователем по особо важным делам, первым заместителем прокурора г. Макеевка. И с 2011 года – прокурором Кировского района г. Макеевка.
– Какое наиболее резонансное расследование запомнилось?
– Несколько лет назад СМИ активно писали о деле Светланы Зайцевой. Когда жительницу Макеевки, мать троих детей, обвинили в убийстве одноклассника. В следственном изоляторе она заразилась туберкулезом и впоследствии умерла. Макеевчанка была незаконно осуждена за убийство местного жителя Андрея Вторникова. Я расследовал совершенно другое преступление и, можно сказать, случайно нашел настоящих убийц. Ими оказались двое местных жителей. В тот день они встретили подвыпившего после зарплаты Вторникова и вместе отправились за спиртным и закуской в магазин. Увидев у мужчины деньги, – решили его судьбу. Когда они были задержаны по другому преступлению, в процессе допроса выяснилось, что именно эти двое виновны в смерти человека.
– По сути, Вы реабилитировали имя
женщины…У Вас очень поступательная карьера. А какое впечатление производит Дебальцево?
– Город специфичен в том, что фактически имеет три самостоятельные совета: два городских (Дебальцево и Светлодарск) и один поселковый (Мироновский). В этом особенность. А дальше – посмотрим.
– И традиционный вопрос – что увлекает Вас помимо работы?
– Стараюсь уделять время семье: жене, шестнадцатилетнему сыну и дочери, которой – девять. С удовольствием читаю, но работа отнимает практически все время.
Валентина Покорчак