«Разрушения в душах страшнее, чем от обстрелов», — директор школы из Дебальцево

259


Бывший директор школы №?1 в Дебальцево Василий Саляк сегодня преподает в престижной киевской гимназии, но ждет возможности вернуться в родной город, чтоб навести порядок в школе, в которой проработал почти 30 лет.

Василий Михайлович Саляк почти 30 лет работал в дебальцевской ОШ№?1, однако, когда ВСУ вынуждены были покинуть Дебальцево, он выехал в Киев, где вместе с женой на шестом десятке лет вынужден был начать новую жизнь. Супруга бывшего директора устроилась учителем в одну из столичных школ, а он сам стал работать в охранном агентстве. Когда в охранной фирме узнали о его образовании — направили работать в учебные заведения, рассказал ИА «Вчасно» Василий Саляк.

По словам Василия Саляка, он покинул Дебальцево 7 февраля, за неделю до того, как город был захвачен боевиками. Фактически, как капитан, который последним покидает тонущий корабль, он оставался в школе до последнего ее дня работы под контролем украинской власти.

«Школа работала еще в январе, хотя город уже начали обстреливать, и дети сидели подальше от окон, а 19 января был последний учебный день, потому что начался очень сильный обстрел, — вспоминает педагог. — Детей эвакуировали в подвал, и на следующий день уроков уже не было. Город постоянно обстреливали, мы прятались в подвале, сидели там при свечах, без электричества и отопления. В школу попало около пяти снарядов. Жену и дочь я отправил к родным, сам до последнего не хотел выезжать».

Потом, одной из залетевших в школу мин, травмировало сторожа. А один из снарядов разорвался недалеко от самого директора, поцарапав осколком ногу.

И 7 февраля Василий Саляк покинул Дебальцево. По его словам, выезжать приходилось без копейки в кармане, голым-босым. Но тогда он был уверен, что скоро вернется.

«Но жизнь пришлось начинать сначала, — говорит педагог-переселенец. — Как в студенческие годы. Но тогда казалось, что вся жизнь впереди. Теперь тяжелее. Мы с женой арендовали квартиру, я начал искать работу и наткнулся на объявление охранной компании. Охранять пришлось гимназию, младшую школу, Киевский университет права».

На вопрос, как это — после директорской должности работать охранником в школе, переселенец на секунду задумывается и отвечает, что любая работа важна и выполнять ее нужно с душой, и тогда тебя обязательно оценят. Но работать немолодому уже педагогу приходилось очень тяжело — в месяц у него было всего 3 выходных, причем работать приходилось сутками.

Но полтора года назад освободилось место учителя в 323 гимназии, где работает его жена и бывший директор вернулся в профессию — теперь он преподает географию и экономику.

По словам Василия Саляка, приходилось сталкиваться и с бюрократическими проблемами при оформлении пенсии, и с предвзятым отношением при аренде квартир, когда им просто отказывали в сдаче жилья из-за того, что они переселенцы. Тяжело было и материально. Но теперь, когда он вернулся к своей профессии, он чувствует себя уверенней, спокойней.

«Это мое дело, это моя жизнь, — говорит педагог. — Поначалу было немного сложно, но я вошел в курс и теперь чувствую себя на своем месте. Меня очень хорошо встретили в коллективе, очень хорошо относится ко мне и администрация гимназии, очень много помогали и поддерживали».

Дети бывшего директора также смогли обосноваться на подконтрольной украинской власти территории — дочь педагогом в Киеве, сын работает ветеринарным врачом в Днепропетровской области. Возвращаться в Дебальцево они не намерены.

Педагог говорит, что еще год назад был уверен, что Дебальцево освободят и они с женой вернутся в родной город, и он тогда обязательно вернется в школу. Но сегодня он уже сомневается, стоит ли возвращаться на Донбасс.

«С одной стороны там прошла жизнь, там осталось все — квартира, дача, гараж, машина, — рассуждает Василий Саляк. — Я знаю, что квартира немного пострадала от обстрела, там окно выбито. А дачу и дом дочери полностью разграбили мародеры. Они находятся в частном секторе и сразу после захвата города там были грабежи. Если я вернусь в Дебальцево, я сразу вернусь в школу. Тут мы арендуем жилье и это тяжело».

В то же время по словам бывшего школьного директора, он понимает, что жизнь в городе никогда больше не будет прежней.

«После того, как мы выехали, я первое время поддерживал отношения с бывшими коллегами: и с теми, кто остался в Дебальцево, и с теми, кто выехал, — говорит Василий Саляк. — Но потом как-то желание общаться с теми, кто остался, постепенно пропало. У них там свои сепаратистские интересы. Если такие предметы, как физика или математика — они вне политики, цифры они и есть цифры, то, например, учителям истории, украинского языка, им пришлось „переобуваться“. У нас была учительница украинского, которая даже на всех совещаниях требовала, чтоб мы говорили на украинском, а сегодня она вдруг стала такой же активной учительницей русского языка. Как так?».

По словам педагога, школа, которую он раньше возглавлял в Дебальцево, практически восстановлена, и в ней идут учебные процессы.

«Я слежу за тем, что происходит, — говорит Василий Саляк. — Школу восстановили, там новые окна, все разрушения от обстрелов ликвидировали. Но та идеология, которую навязывают детям, тот пример, который показывают учителя, наносит вред, наверное, более страшный, чем те обстрелы. Исправить эти разрушения будет намного тяжелей».

По информации ИА «Вчасно»