Олег Иосифович Челнов (псевдоним, позывной “Беркут”) – украинский националист, член военизированной организации УНА-УНСО, участник Первой чеченской войны на стороне чеченских вооруженных формирований.

Родился в 1965 году в Харькове, в русскоязычной семье рабочих. Один из его дедов был репрессирован и провел много лет в советских лагерях. Воспитывался Олег как и все его одногодки, никаких националистических компонентов в его воспитании не было, была советская школа, пионерия, комсомолия.

Сам он вспоминал, что до войны в Чечне “ненавидел бандер и УНА-УНСО”. Вот как оно было-то изначально. 🙂

Призван в Советскую Армию в 1984 году. Участвовал в войне в Афганистане, был ранен в спину. Из армии он писал родителям, что служит в Севастополе. Через некоторое время письма перестали приходить, полгода не было. Родители разволновались, поехали в Крым на поиски, но там сына не нашли. В Министерстве обороны СССР им тогда ответили на запрос, что сын служит не в Севастополе, а в Афганистане. Был ранен в спину, лечился – возможно, поэтому не писал писем. На память об афганской войне у Олега была татуировка “Кандагар”. Его короткое воспоминание про службу в Афганистане: “Мы жгли “чёрных” в Афганистане, это была грязная, бессовестная война”.

Участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС (сразу после дембеля). В 1988 году участвовал как доброволец в ликвидации последствий Спитакского землетрясения (Армения). 7 декабря 1988 года землетрясение в Армении полностью разрушило город Спитак (около 25 000 погибших). Со всех республик Советского Союза на ликвидацию последствий землетрясения отправились тысячи добровольцев, среди них харьковчанин Олег Челнов, которого за особые заслуги наградили орденом «За личное мужество». В тяжелые 90-е Олег был вынужден продать свой орден.

В 1990г. Олег Челнов стал отцом, у него родилась дочь.

Есть неподтверждённая информация, что в апреле 1992 года Олег в составе отряда украинских националистов УНА-УНСО участвовал в Приднестровской войне на стороне пророссийских сил против Молдовы.

Причиной приезда УНА-УНСО была защита украинского население от “молдавано-румын” и надежда на дальнейшее присоединение ПМР к Украине. Вот как про это говорил Дмитрий Корчинский (член УНА-УНСО  1990-1997) –  тоже участник приднестровской войны:«Мы всегда считали Приднестровье украинской территорией. Остро стоял вопрос об объединении Молдавии и Румынии в единое государство. В Румынии украинское меньшинство традиционно подвергается дискриминации, поэтому мы выступили на стороне правительства ПМР. В 1992 году Союз Украинцев Приднестровья «Повернення»  обратилась к нам с просьбой о военной помощи, и мы послали туда добровольческие отряды.»

 

Так что в 1992 году УНА-УНСО воевало, возможно, в одном окопе с российским диверсантом и врагом Украины Гиркиным И.В. (кличка “Стрелков”) против государства Молдова.

В 1994г. Олег впервые поехал в Чечню. Из украинских добровольцев был сформирован отдельный батальон “Викинг”, сражавшийся на стороне чеченской республики Ичкерия. Бойцы брали участие в обороне президентского дворца в городе Грозном (Джохар) в январе 1995г. Челнов тогда занимал должность начальника штаба подразделения. Именно это подразделение удерживало до последнего оборону. 22 чеченца с гвардии и 15 бойцов украинского отряда под командованием Челнова. Среди украинцев были не только члены УНА-УНСО (кстати, Олег тогда еще формально не входил в организацию), но и обычные добровольцы, многие с опытом войны в Афганистане. Был и один гражданин России – кубанский казак из Краснодарского края. Украинцы из “Викинга” носили на головном уборе ленты с надписью “Украина.”

По информации участников первой русско-чеченской войны, больше других среди украинцев, воюющих в Чечне против российских оккупантов, выделялся харьковчанин Олег Челнов (позывной “Беркут”), которого в среде националистов и участников тех событий считают даже более знаковой фигурой, чем Сашко Билый.

На фото: Олег “Беркут” и Александр “Белый”, Чечня 1994 г. и 1996 г.

— Он не был членом УНСО, когда приехал в Чечню, — вспоминает Игорь Мазур (“Тополя”).

— Но до этой войны прошел через горячие точки, был ликвидатором на ЧАЭС.

Никогда не мог сидеть на одном месте: хотел разобраться, где правда, а где ложь.

О его лихом характере в Чечне ходили легенды. Когда шли уличные бои и чеченцы с россиянами  находились в соседних парадных, в этом бардаке и неразберихе Челнов мог залететь к российским десантникам и прокричать: «Вы чего еще здесь? За мной! Бегом!»

— Он был русоволосым, голубоглазым, одет в трофейную российскую форму, — вспоминает Евгений Дикий (журналист). — Ему верили. А он выводил этих россиян к чеченцам, которые их потом «паковали».   А еще Челнов выяснил, что у российских военных многие позывные не изменились со времен войны в Афганистане. Он этим пользовался. Выходил в эфир под позывным командира россиян и вызывал “дружественный” огонь так, что одна батарея российских федералов «месила» другую.

Олег рассказывал: “У меня тоже зелёная повязка, там написано “Украина”, потому, что во время боя мало ли что бывает. В атаку идут оттуда, например, с той стороны городского района, если не говоришь по-чеченски, т.е.  только по-русски отвечаешь, то местные перепутать могут”.

Челнов всегда носил с собой гранату для самоликвидации на случай попадания в плен. На вопрос одного из журналистов – не странно ли воевать против россиян, против по сути русских, Челнов ответил: “Я сам русский. Не хочу, чтобы ты подумал, что я с русскими воевал. Я воевал против русского шовинизма и империализма”.

В Июле 1995г. лейтенант армии Ичкерии приехал на побывку в родной Харьков, его возвращение повлекло информационный бум. Видение участника событий кардинально отличалось от российской точки зрения на те события. Олег объяснял, что не мог стоять в стороне, когда происходила широкомасштабная несправедливость по отношению к немногочисленному народу. Кроме этого до войны у него были друзья-чеченцы, а во время голодомора 1932-1933 некоторые чеченские семьи приняли украинских беглецов и спасли от смерти. Долг платежом красен.

По словам Челнова, по состоянию на июль 1995 в Чечне погибло 12 бойцов украинского батальона, в том числе 7 харьковчан. Сам Олег на тот момент был ранен. Вследствие взрыва кассетного боеприпаса, его элемент пробил руку.

После войны в Афганистане в народе появилось утверждение про тех, кто прошел эту войну: “С войны никто не возвращается”. Война оставляет очень глубокий отпечаток на человеческой судьбе. Война — одна из форм самореализации для некоторых её участников. Когда человек самореализуется, он становится счастливым. В последний раз Олег отправился на Кавказ в январе 1996г.

После этого с ним не было никакой связи. По официальной версии, он погиб в Грозном, в районе площади “Минутка” 6 или 7 марта 1996г.

Сколько не смотрю видео тех лет, не вижу хорошо подготовленную, отлично вооружённую армию Дудаева, и иностранных наёмников, про которых нам тогда “дули” в уши московские средства массовой информации. Одни только добровольцы  в шапках и шляпах без касок в неуставной одежде. Вот они то и раздолбали тогда армию России. И я уверен у большинства из них это были первые сражения в жизни.

Но люди, которые его знали, рассказывали, что видели его позже. Тело погибшего Олега Челнова так и не было найдено, поэтому формально правильнее считать его пропавшим без вести. В справке, подписанной руководителем комиссии чеченской республики Ичкерия по поиску безвести пропавших особ, полковником Мацалговым указано: “место захоронения Челнова О.И. не установлено и продолжается поиск”.

После гибели (чеченское правительство Ичкерии признало его погибшим) Олега Челнова,  его единственному ребенку – дочери – правительством чеченской республики Ичкерия  была назначена государственная пенсия, но со сменой власти в Чечне эта денежная помощь не выплачивается.

Вскоре именем героя в столице республики городе Грозном назвали улицу, которую потом переименовали – после прихода к власти пророссийских бандитов “кадыровцев”.

За мужество и героизм, проявленные в боях за свободу и независимость Чеченской Республики Ичкерия и Кавказа, Олег Челнов 22 октября 1996г. был посмертно награжден орденом “Къоман Турпал” (ичкерийская высшая награда “Герой нации” – этим орденом были награждены только двое украинцев – Олег Челнов “Беркут” и  Александр Музычко “Сашко Билый”). Указ президента ЧРИ о награждении орденом “Къоман Турпал”  Белого Александра (Музычко)  и Беркута Олега (Челнова) посмертно.

Так о них пишут чеченские  издания Чеченской Республики Ичкерия  в Интернете.

Однако свободолюбивый чеченский народ рано или поздно добьется деоккупации своего государства, и тогда будут возвращены имена украинских героев, данные улицам в чеченской столице Джохар (Грозный) властями свободной независимой страны Чеченская Республика Ичкерия. Имена Александра Музычко, Олега Челнова и других украинских добровольцев, приехавших в Ичкерию для того, чтобы помочь чеченцам противостоять российским агрессорам, будут золотыми буквами написаны в священную историю национально-освободительной борьбы чеченского народа против имперской России.

P.S. Исходя из произошедших событий и сегодняшних реалий войны России против Украины, понимание правоты действий украинских добровольцев и националистов тогда не вызывает теперь сомнений. Жаль, что люди мало прислушиваются к мнениям умных политиков или лидеров. Например, вот такое пророческое интервью дал убитый впоследствии российскими карателями законно избранный президент Чеченской Республики Ичкерия Джохар Дудаев в 1995 году о возможном нападении России на Украину после оккупации Чеченской Республики. (Интервью опубликовал Ильяс Богатырёв, журналист программы “Взгляд”.)

Роман Мирою
Житель временно оккупированного Донецка. Автор резонансных журналистских расследований. До оккупации Донецка российскими военными формированиями и их пособниками учился в ДонНТУ на кафедре искусственного интеллекта и системного анализа. Характер нордический выдержанный, холост, беспощаден к врагам своего государства. Сегодня живет под девизом "Всё для фронта! Всё для победы!"