Анализ экономической катастрофы оккупированного Донбасса. Что изменилось?

419
Экономика Донбасса


2021-й год для оккупированной части Донецкой и Луганской области запомнился сменой “крыши” в горно-промышленном и металлургическом комплексе. Весной вместо печально известного ООО “Внешторгсервис” из ниоткуда появился загадочный “инвестор” Юрченко. Все это странным образом совпало с обвинениями в адрес кума Путина Медведчука, шумихи вокруг ООО “Донские угли” и торговли углем из ОРДЛО в 2014-2015-хх годах.

“Внешторгсервис” вывез весь металл и уголь, а после ушел с оккупированных территорий, оставив после себя огромные долги по зарплате и полностью остановленные металлургические предприятия без средств к существованию. Общая сумма украденного исчисляется сотнями миллионов долларов. Только долги по зарплате составили около 2 млрд рублей.

Все эти огромные для оккупированного Донбасса деньги они просто украли, оставив заводы на грани коллапса и техногенной катастрофы. По старой привычке российские кураторы назначили нового зиц председателя с украинской фамилией Юрченко, у которого в тумбочке совершенно случайно нашлись эти несколько миллиардов рублей на погашение долгов и вывод предприятий из глубокого кризиса.

Уже к сентябрю 2020-го года на всех метзаводах и коксохимзаводах основное производство было частично или полностью остановлено, а крупные финансово-промышленные группы, вроде “СеверСталь”, подали многомиллиардные иски в арбитражные суды по факту неоплаты поставок железорудного сырья ФБГУ “Резерв-Поставка”, а по факту – в ОРДЛО.

“Кошелек” всех этих серых схем – ООО “Газ – Альянс” – накопил огромное количество непогашенных долгов и десятки исков в арбитражных судах. В настоящее время он находится в состоянии ликвидации. Концы в воду. Экспедитор всех грузов в обе стороны – АНО “Центр Эффективных логистических решений” в течение второй половины 2021-го года полностью исчез из всех логистических цепочек, о чем красноречиво говорят десятки справок АСОУП “РЖД” на вагоны, которые были замечены на территории ОРДЛО в течение года.

Средства пропаганды оккупационной администрации ОРДЛО с большим шумом и помпой освещали смену куратора горно-промышленного и металлургического комплекса. Что-то подобное было и в 2017-м году, но в этот раз они превзошли сами себя. Юрченко представили в роли Спасителя, почти Мессии, спустившегося с небес на грешную землю Донбасса и пролившего дождь из денег. Правда, к тому времени с отдельных заводов уже успели уволиться до 70% квалифицированных рабочих основных и вспомогательных цехов, а шахтеры увольнялись с шахт полными бригадами и уезжали на заработки в Якутию и Воркуту.

В течение первого полугодия я и мои соавторы собирали справки на вагоны в надежде определить – что изменилось в прежних схемах поставок сырья и сбыта готовой продукции. Как оказалось – изменилось только название вывески и кошелька. “Внешторгсервис” стал “ЮГМК”, а вместо АНО “ЦЭЛР” появилось ООО “Флоранс”, о которых известно очень мало. Об это я уже писал ранее.

Немного отвлекаясь от основной темы, хочу отметить, что ФСБ РФ по достоинству оценила наш совместный с Денисом Казанским материал о поставках боеприпасов из РФ в ОРДЛО по железной дороге, следы которых были обнаружены в архивных данных АСОУП “РЖД”.

Весной 2021-го года ВС РФ вновь начали активно перевозить по железной дороге большое количество военной техники в Воронежскую область. На некоторое время вопросы экономики отошли на второй план. Мы мониторили движение вагонов и ждали, что будет дальше.

Вскоре в мой адрес начали поступать различные угрозы. До тех пор, пока я не публиковал в Твиттере справки на вагоны с грузами военного назначения, ничего подобного не было. Экономическая и промышленная тематика в отрыве от военной составляющей выглядит скучной, неинтересной и малозначительной. Длинные аналитические материалы с обилием цифр, графиков и схем читают по диагонали, часто не дальше первых двух абзацев после заголовка. Это позволяло мне не привлекая внимание покупать интересную информацию у сервиса слежения за вагонами Gdevagon.ru

После нескольких публикаций Conflict Intelligence Team с анализом перемещения ВС РФ по справкам на вагоны, которые брал в том числе и я, ФСБ РФ сначала заблокировала все наши аккаунты, а потом запретила всем подобным фирмам продавать отчеты по движению через пограничные станции СКЖД “Успенская” и “Гуково”. Немного позже мы нашли способ обойти часть ограничений, но той ценной информации, что была доступна вплоть до сентября 2021-го года – уже не получить.
В это время в средствах массовой пропаганды ОРДЛО была проведена информационная кампания прикрытия тотального кризиса в экономике и полной деградации всех отраслей промышленности. Гауляйтер Пушилин был вынужден произнести вслух запретное слово “Внешторгсервис”, но сделал это так, будто ничего страшного не случилось. Ну, украли все деньги, ну, бывает, ничего особенного, и вот вам новый благодетель, наш замечательный “инвестор” Юрченко, у которого полная тумбочка денег и такие замечательные связи в руководстве РФ.

Вот тут начинаются настоящие чудеса. После года задержки выплаты зарплаты внезапно оказалось, что запускать производство на заводах банально некому. Все квалифицированные рабочие уехали на заработки в РФ и дальше.

Вплоть до конца 2021-го года на Ясиновском и Макеевском коксохимзаводах не могли набрать две из четырех полных смен и запустить непрерывное производство кокса. По той же самой причине тотальных неплатежей за отгруженную продукцию шахты по добыче коксующихся углей были вынуждены прекратить отгрузку, а шахта им. Засядько прекратила добычу из-за пожара в очистном забое после возгорания транспортерной ленты конвейера с последующим взрывом и обрушением кровли с человеческими жертвами. Весь имеющийся в наличии уголь с местных шахт имеет высокое содержание золы и серы, и сделать с этим ничего не возможно. В итоге было принято решение везти угольный концентрат за тысячу километров из Кузбасса.

Это звучит абсурдно, но в Донбассе образовался дефицит качественного угля коксующихся марок, а шахты по его добыче разграблены и утоплены. Предприятия металлургического комплекса на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей полностью отрезаны от прежних источников сырья и работают не только на привозной железной руде и флюсах, но даже угольный концентрат на коксохимические заводы потоком идет из Кузбасса в вагонах “РЖД”.

О вагонах и железной дороге надо отдельно отметить следующее: из более чем 20 тысяч отжатых в 2017-м году вагонов “УЗ” около половины уже порезано и переплавлено в металлолом, о чем красноречиво свидетельствует массовое привлечение подвижного состава приписки “РЖД” на внутренние перевозки по подъездным путям, которые находятся в настолько плачевном состоянии, что некогда исправные, почти новые вагоны выпуска 2010-х годов, быстро начинают ломаться и уже требуют досрочного капитального ремонта.

С локомотивами ситуация ещё хуже, ведь основной магистральный электровоз ВЛ8м в ОРДЛО некому и нечем ремонтировать, а в РФ их можно найти разве что в музее железных дорог. В конце 2021-го года железной дороге в оккупации передали несколько списанных “РЖД” ВЛ10, но они ничего не меняют в общей картине деградации и упадка.

На фоне этих “успехов” министерство пропаганды провело ещё одну информационную кампанию прикрытия голого зада фиговым листом. Под предлогом недопущения раскрытия ценной информации всем ведомствам и чиновникам оккупационной администрации строго запрещено публиковать любые сведения о состоянии промышленности и экономики. Чтобы враг не узнал, как мы тут процветаем!
Это в Украине все плохо, а у нас – отлично и поездато.

Одновременно с ОРДЛО в РФ ФТС и другие государственные структуры убрали из своих баз почти все данные об экспорте/импорте через границу, а уголь на Новочеркасскую ГРЭС в количестве 1-1.5 млн. т в год вообще не отображается в структуре импорта. Мне удалось проследить движение вагонов с углем из ОРДЛО на ближнюю к электростанции станцию “Блокпост №13”, но они никак не отображаются в базе данных федеральной таможни.

Невозможно описать масштаб катастрофы в одной статье. Это сложно, да и в общем не интересное погружение в детали, ведь общая картина ясна и очевидна. На фоне громогласных реляций о победах и свершениях те скупые цифры, что всё же публикуют рупоры оккупационной пропаганды, ясно видно, что происходит на самом деле.

В последнем годовом отчете “Института экономических исследований” данные только одной металлургической промышленности показывают неслыханный спад экспорта готовой продукции в 10 раз (!) относительно довоенного периода. Именно эта отрасль давала практически всю валютную выручку в структуре экономики Донбасса. В остальных отраслях ситуация не лучше. Всюду фиксируется спад в 4-5 раз относительно даже 2016-го года.

Отсюда напрашивается неутешительный вывод: ни о каком устойчивом развитии оккупированных РФ территорий речи быть не может.

РФ ведет себя по отношению к Донбассу как метрополия к сырьевой колонии. История не знает примеров, чтобы колония жила не то что лучше, даже на уровне метрополии. Это просто невозможно.

Вскоре я подготовлю расширенную версию аналитического отчета с документальным подтверждением всего изложенного в этой статье.

Владимир Шпак
Вынужденный переселенец, ветеран углепрома. Участник резонансных расследований по теме кражи украинского угля Российской Федерацией с оккупированной территории Донбасса.