Живёт в одном донецком посёлке энтузиаст, бывший шахтёр, который сумел за 20 лет превратить свой дом и приусадебный участок в плантацию экзотических тропических фруктов. Лимоны и грейпфруты, апельсины и мандарины, бананы и гранаты, инжир, ананасы, лавровое дерево и даже папайя благополучно растут и плодоносят под стеклянными и полиэтиленовыми колпаками его многочисленных теплиц. А ещё на своём участке умелый хозяин создал три искусственных водоёма (самый большой – на четыре сотки, три метра в глубину), в которых разводит различную рыбу, включая осетров и палтусов!
Коллега, писавшая ранее о чудесах в этой донецкой глубинке, очень переживала, согласится ли Николай Николаевич, хозяин усадьбы, показать своё хобби, переросшее за несколько лет в основной вид работы и образ жизни. Просто после публикаций двухлетней давности о диковинном саде в прессе на семью было совершено бандитское нападение.
Когда мы пришли, хозяин перекидывал уголь для своих теплиц. В просьбе показать чудо-сад, к нашему счастью, он не отказал и повёл в одну из своих теплиц, в которой мы почувствовали себя в настоящих джунглях среди зимы.
В горшках и прямо из пола росли, цвели и плодоносили лимоны и мандарины, грейпфруты и апельсины, гранаты и другие непривычные для нашей местности растения. Наибольшей популярностью, по словам Николая, у покупателей пользуются ананасы и лимоны – они себя окупают, следовательно, больше внимания уделяется им. Сортов лимонов здесь много, есть плоды размером с два больших кулака, но самые любимые – небольшие тонкокорые.
Особенно сильно меня восхитили большие грядки ананасов с ботвой, похожей на листья алоэ, шипами которой можно пораниться. Земля под ананасами у Николая накрыта тёмной полиэтиленовой плёнкой – и влагу сохраняет после капельного подземного орошения, и проблема с сорняками полностью отпадает. Куст ананаса, отплодоносив, может снова выгнать плод от выросшего, как у капусты, пасынка. Кстати, не обязательно иметь теплицу, чтобы вырастить этот дар тропиков – ананас может прекрасно себя чувствовать и в квартире на подоконнике. Для этого нужно выбрать на базаре ананас с самой свежей зелёной листвой и укоренить срезанную листовую часть.
Привлекли внимание в чудо-саду банановые деревья, специальный киевский сорт, растущий до двух метров в высоту. Растения с огромными раскидистыми мясистыми листьями держать не рентабельно, так как они занимают много места, но плоды, тем не менее, приносят – целые связки бананов, которые значительно превосходят по вкусу и аромату завозные.
«А что это за дерево обрубленное?» – спросил я, указывая на ствол с полуметровым диаметром. А это оказалась папайя, которой… всего лишь пять лет! Невероятно, но так быстро вырастает папайя из маленького саженца. Кстати, в природе папайи не растут больше трёх лет. Плоды дерево ещё не приносило по той простой причине, что для опыления растению необходим представитель противоположного пола, который был и посажен рядом совсем недавно.
Почему-то после ананасовых зарослей и гиганта-папайи лавровые, фиговые и гранатовые деревья с плодами удивляли уже не так сильно, а помидорные и огуречные плантации зимой казались обыденностью…
Николай Николаевич с удовольствием делился с нами своими открытиями. Поделился также секретом, что сейчас он уже не тратится на застекление своих новых теплиц, как раньше. Теперь металлические каркасы он обтягивает прочной полиэтиленовой плёнкой, которая и намного дешевле, и герметичней, и решает проблему всех теплиц – засоление почвы. Летом плёнка снимается, и земля хорошо промывается дождём, смываются накопившиеся соли. Отапливает теплицы своя котельная – для угля под землёй здесь сделаны целые бункеры.
Но тропические сады – это не всё, чему можно удивиться в этой усадьбе. Дом, в котором живёт семья Николая, строил ещё дед его жены. Так что, наверное, можно назвать это место родовым имением. Кстати, рядом с домом Николай купил ещё участок с разваливающимся столетним домом настоящей помещицы. Стало быть, сам стал помещиком.
Дом Николая перестроен так, что сразу видно: с душой. Во дворе – водоём трёхметровой глубины, со временем хозяин планирует сделать и искусственный водопад. Даже стены котельной и гаража красиво обложены декоративным камнем, а на крыше гаража – снова теплица! «Не удержался», – признаётся, улыбаясь, Николай.
Самый большой искусственный пруд (а здесь всего три) занимает четыре сотки. На берегу очень естественно растёт камыш, стоят пчелиные улики.
Яму под пруд рыли тяжёлой техникой, дно покрывали слоем полиэтилена, а затем заливали бетоном. Пруды между собой связаны подземными трубами: вода перетекает по принципу сообщающихся сосудов. Наполняются водоёмы не только дождевой водой, но и при помощи помпы – из речки.
В основном пруды были необходимы для полива – соли оседают на дно, вода хорошо прогревается на солнце. А чтобы в водоёмах не размножались комары, была запущена рыба. Из экзотических – палтус и осётр. Правда, у осетров время полового созревания – 17 лет… Благодаря своим прудам Николай впервые узнал вкус настоящей рыбы: «Такую жирную в магазине купить нельзя – та рыба изголодавшаяся, и вкус у неё совсем другой».
Многое сделал Николай за 20 лет в своём имении, а в планах, уверен, – ещё больше интересных открытий и дел… Хорошо, что есть такие люди, есть у кого учиться. «Сейчас народ спаивают водкой, а что путного может сделать человек с проспиртованными мозгами?» – примерно так отзывается о ситуации в стране Николай – в прошлом шахтёр, сейчас – хозяин целой усадьбы, в которой множество чудес.
Без подарка не отпустили – и плоды с лимона нам сорвали, и саженец подарили. Мне очень захотелось, чтобы у меня тоже через несколько лет была у дома своя оранжерея, в которой бы зрели плоды именно этого подаренного мне лимона. За 20 лет можно многого достичь, если вложить в это всю свою душу, как этот человек, сумевший сделать для потомков такое чудесное имение, которое, уверен, никогда не заставит их бедствовать, какая бы власть в стране ни была…
Виталий Чуранов