Верить в себя

18



К человеку в инвалидной коляске в обществе или просто на улице относятся по-разному: один одарит сочувственным взглядом, другой ханжески отвернется, третий с любопытством посмотрит вслед. А между тем, большинство этих людей практически ничем не отличаются от каждого из нас . Впрочем, как известно, грань между светом и тьмой сам человек. То, как он воспринимает мир и себя в нем, определяет не только его жизнь, но и судьбу. Виталий Святошенко оказался в инвалидной коляске в 20 лет. До того времени, как и многие ровесники, не забивал голову проблемами людей с ограниченными физическими возможностями. Но нелепая случайность изменила в его жизни и мировоззрении многое.
– Виталий, Вы возглавляете городскую организацию инвалидов «Мы равны». Сколько людей с ограниченными физическими возможностями состоят в ней?
– Около 60 человек, однако, только 15 из них проявляют активность. Эти люди ведут полноценную жизнь, участвуя в различных ее социальных сферах.
– В Дебальцево более 2 тыс. инвалидов, а объединилось небольшое число.
– Многие не хотят ни выходить из своего мира, ни впускать в него посторонних. Некоторые, имеющие третью группу, не желают это афишировать, комплексуя по этому поводу, или имея на то свои причины.
– Возможно, большинству трудно адаптироваться, допустим, к новому статусу?
– Это на самом деле сложно. Когда со мной произошла трагедия, не хотелось жить. Представьте себе: молодой, двадцатилетний парень – все еще впереди – и образование, и работа, и семья. Но благодаря своим родителям, смог преодолеть депрессию или отчаяние, как хотите это называйте. Поэтому, конечно, поддержка близких оказывается основным призывом к социальной адаптации и внутренней идентификации . Ведь по большому счету ты никому, кроме родных, не нужен.
– С какими проблемами человек с ограниченными физическими возможностями чаще всего сталкивается сегодня?
– Уже год, как не существует нерабочей группы, включая и первую. Однако предубеждения работодателя в этом отношении преодолеть трудно. Крайне сложно инвалиду трудоустроиться. Несмотря на льготы для предприятий по налогообложению и 4\% квоту, на работу брать инвалидов не спешат, считая, что такой сотрудник не сможет качественно выполнять задания. На самом деле это большое заблуждение. Ведь люди с ограниченными физическими возможностями проявляют себя лучше (есть много таких примеров) других коллег только потому, что стремятся доказать, прежде всего самому себе, а затем уже работодателю, свою состоятельность.
– А вопрос семьи. Насколько сложно в плане ее создания?
– Лично для меня это не составляло труда, – я был женат на практически здоровой девушке. Думаю, что и у других с этим проблем немного. Все зависит от человека, его желания и стремления. Впрочем, у любого из нас складывается по-разному.
– Виталий, изменилось ли отношение к инвалидам за последние несколько лет, или есть надежда на это?
– Могу отметить даже на примере нашего города. Очень облегчает жизнь колясочникам сооружение (в рамках Программы безбарьерного доступа к общественным местам) пандусов. Например, я безумно люблю делать покупки, но в силу понятных причин не всегда попадаю в магазин. Теперь в «Дарах природы» на Восточном могу запросто выбрать нужный товар. Также свободно захожу в АТБ и другие не только магазины, но и общественные места.
– 3 декабря отметим День инвалида, что бы Вы пожелали всем нам накануне?
– В целом – толерантности, уважения (а не жалости) к людям с ограниченными физическими возможностями. А также – здоровья, никогда и ни при каких обстоятельствах не опускать руки, и верить в себя. Всем без исключения, в каком бы статусе человек не находился.

Валентина Покорчак