Украинские добровольцы поделились историей спасения 90-летней жительницей Иловайска раненых воинов. Во время Второй мировой войны Клавдия Ивановна была на фронте санитаркой, в 2014 она спасла жизни двух украинских военных. Недавно эта героическая женщина умерла в оккупации, так и не дождавшись возвращения Украины. Историю рассказал “Інфорпост” со ссылкой на Reporters.
Их осталось двое – Тарас Костанчук (позывной “Бишут”) и боец Евгений (позывной “Никитос”). 19 августа 2014 во время ухода батальона «Донбасс» из Иловайска оба получили контузии и пулевые ранения: “Никитосу” прострелили колено, а “Бишута” от смерти спас шлем – пуля срикошетила, надколола череп, но мозг не затронула. Хотя бои за Иловайск еще продолжались, “Бишут” и “Никитос” оказались в окружении – центр города полностью контролировали россияне и пророссийские боевики.
– Схватили друг друга, забежали в ближайший подъезд одного из жилых домов – шесть лет спустя вспоминает Тарас Костанчук. – Поднялись на второй этаж, увидели небронированные двери, вломились внутрь квартиры. Я прилег на диван, а “Никитос” разместился на полу. Затаились.
От акубаротравмы, как медики называют контузию, в ушах военных непрерывно звенело, а головы трещали от боли. Окровавленных и растерянных, в собственной квартире их нашла 90-летняя Клавдия Ивановна. Женщина не имела сил каждый раз спускаться в подвал, потому переживала мощные обстрелы в ванной.
– Кто здесь? – обратилась женщина, выйдя из «укрытия».
– Украинские военные, – ответили в один голос. – Мы не обидим. Нужна ваша помощь.
Глуховата, в очках с толстенными стеклами, несмотря на почтенный возраст, жительница Иловайска сначал растерянно рассматривала бойцов, а потом быстро начала обрабатывать раны. Старческими натруженными руками промывала, бинтовала – и улыбалась, рассказывая, как старым знакомым, о преимуществах плохого слуха. Потому что меньше слышит стрельбу и взрывы.
– Вы, ребята, – приговаривала – не переживайте. Я еще во время Второй мировой санитаркой была, так что немного в медицине разбираюсь. Подлатаю вас – как новенькие будете.
Более полувека назад, еще в юности, Клавдия Ивановна уже прятала дома военных. И вот теперь, скрученная старостью, она сидела в потрепанном кресле, каждый раз переживая, чтобы в квартиру не ворвались с проверкой пророссийские боевики.
– Прятала нас, – говорит “Бишут” – рискуя жизнью. Если бы нагрянули с обыском – женщину точно убили бы вместе с нами. Раненые, в самом центре оккупированного города, да еще и недалеко от блокпоста с кадыровцы, мы выжили волей судьбы и стараниями Ивановны. А еще ее соседки, которая также нам помогала, и донецких патриотов.
“Бишут” и “Никитос”, как и значительная часть бойцов «Донбасса», которые присоединились к батальону в 2014-м, были местными. Впрочем, выбираться тропами и без документов было слишком рискованно, поэтому военные использовали старые связи и вышли на украинское подполье оккупированного Донбасса. Донецкая агентура изготовила и передала бойцам поддельные документы, мужчины придумали себе легенды и уехали из Иловайска через блокпосты боевиков.
– “Никитос” поехал через две недели, я – через три. Вывозил нас один из местных патриотов. Я пересекал блокпост небритый, в помятом одежде и кепке, прикрывавшей рану. В руках имел рабочий чемоданчик, мол, простой ремонтник, вот мой стеклорез. А “Никитосу” перед тем, как он уехал, сделали йодовая сетку на ноге – когда его остановили на блокпосту, как мы и ожидали, он сказал, что вставлял в городе выбитые стекла, кусок рамы упал на ногу, вот она и отечная – видите, йодовая сетка. Задрать штаны до колена, к счастью, никто не требовал. Нам обоим опять повезло.
Понимая, что, вероятно, никогда больше не увидят Ивановну, “Бишут” и “Никитос”, несмотря на риск, засняли себя рядом со спасительницей. Чтобы хоть как-то отблагодарить женщину, благодаря которой остались живыми, после выхода из Иловайска через те же связи бойцы передавали Ивановне на оккупированную территорию продукты и медикаменты. Опубликовать же уникальные фотографии и раскрыть имя спасительницы решились только сейчас – через год после её смерти.
Подвиг Клавдии Ивановны из Иловайска – один из многих случаев спасения украинских военных местными жителями на оккупированных территориях Донбасса. Раненых украинских воинов прятали, рискуя жизнью, и другие жители Донецкой и Луганской областей – однако все их сейчас озвучить нельзя по причине риска для жизни оставшихся в оккупации патриотов.
Читайте также:
Казнили за любовь к Украине: преступления русских оккупантов без срока давности